2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение и категории

Понятие, термин, категория

Понятие – форма мышления, которая рассказывает существенные признаки явлений. Термин – естественно-языковое средство выражения понятий. Каждое понятие имеет содержание и объём. Содержание – совокупность отличительных признаков объекта, раскрывающих его качественную определённость. Объём – совокупность объектов, охватывающих данное понятие. Содержание и объём находятся в обратном соотношении. Чем более широким является содержание понятия, тем меньше объём и наоборот. В научном познании важнейшее значение имеет адекватное отражение существенных черт, присущих явлениям изучаемой действительности.

Совокупность понятий науки можно классифицировать из содержания. Понятия могут быть единичными и общими, в зависимости от количества отображаемых объектов. Важное значение имеет различие видовых и родовых понятий. Видовые имеют дополнительное содержание.

Понятия могут быть конкретными (характеризуют объекты в их естественной данности) и абстрактными (характеризуют в отвлечённом от объекта виде). Многофункциональность и размытость многих терминов – особенности языка и малоразработанность. Особенно эти сложности проявляются в гуманитарных науках.

Категории отражают наиболее существенные признаки, свойства, связи, определённые совокупности объектов реального мира. Это наиболее обобщённая форма знания. Если понятия характеризуют отдельные виды, то категории отражают общие свойства всех объектов рода. Предельность категории в том, что содержание категории не может быть воспроизведено в широкие определения. Содержание, выражаемое категориями, входит в видовое понятие, но содержание не исчерпывается родовым, т.е. категориальным, содержанием.

Типы и уровни категорий отличаются степенью их общности. Высшие уровни – философские – форма, содержание, часть и т.д. Частнонаучные категории – общенаучные категории. До сих пор не уделяется должного внимания понятийно-категориальному аппарату. Содержание и объём понятий чётко не раскрыты, или в них вкладывается различное содержание.

Наряду с раскрытием содержания важно полно определить содержание исторических понятий. Это может приводить к односторонности в трактовке последних и вести за собой неоднозначные споры. Чёткое разграничение видовых и родовых понятий. Но не всегда => сложные явления и процессы, которые могут быть раскрыты только на основе их, пытаются охарактеризовать единым понятием.

Необоснованное изменение содержания понятий. Например, родовое понятие – мануфактура (виды мануфактур раскрываются через родовые понятия – по сословной принадлежности, по социальной природе и т.д.)

Важное значение имеет обоснованное проведение категориального синтеза данных – подведение данных под разные категории. Первостепенное значение имеет выбор критериев.

Основная роль – у той теории и методологии, из которой исходит историк. Расхождение возникает в процессе синтеза закономерны, т.к. наличие дискуссий побуждает к развитию различных проблем.

Все дискуссии и споры должны быть направлены на достижение новых знаний (с привлечением новых конкретных исторических знаний), а не повторение уже узнанного. Спор должен вестись по существенным проблемам, а не частностям. Спор нередко возникает из-за неправильного использования понятий. Требование – конкретное представление сути взглядов и основных аргументов оппонента. Они должны быть корректными по форме.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 7709 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Категория

Категория (Матвеева, 2010)

КАТЕГОРИЯ — существенный признак, способный служить основанием для деления множества явлений на однородные классы. Термин категория относится к числу общенаучных. В языкознании он указывает на группу языковых единиц, обладающую общим свойством, и на само это свойство в отвлечённом виде.

Как правило, в научной речи используется термин-словосочетание, в котором уточняется, какой именно класс языковых единиц рассматривается с категориальной точки зрения, т. е. по наличию общих свойств: грамматические и лексико-семантические категории, категории текста; категория наклонения, падежа. Термин категория употребляется на разных уровнях обобщения, сравните: грамматическая категория, категория наклонения.

Категории социологии

КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ. Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие “социальное”, которое включает в себя такие достаточно широкие понятия, как “социальная система”, “социальная структура”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальная группа”, “социальное действие”, “социальное поведение” и др. Каждое из них, в свою очередь, предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий.

Грамматическая категория

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — категория (см.), имеющая обязательное формально-языковое выражение и проявляющаяся на основе сопоставления грамматических форм. Грамматическая категория объединяет в себе однородные грамматические значения и делится на два типа. Словоизменительных категорий большинство, они выявляются на основе сопоставления форм одного и того же слова (категория падежа имени существительного, категория лица глагола).

Категория историческая

КАТЕГОРИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ — (др.-греч. κατηγορία) логический термин, использованный Аристотелем для обозначения высших, родовых понятий. К. и. — это научное понятие, характеризуемое высоким уровнем абстрагирования и отражающее наиболее существенные связи и отношения прошлого и процесса исторического познания. Категория историческая представляет собой язык теории исторической науки, используемый для обозначения базовых научных абстракций.

Читать еще:  Как происходит заживление

Трансцендентальная дедукция категорий

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДЕДУКЦИЯ КАТЕГОРИЙ (нем. Transzendentale Deduk- tion der Kategorien) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции — обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка) к предметам и показать их возможность в качестве принципов априорного синтетического познания. Необходимость трансцендентальной дедукции категорий была осознана Кантом за 10 лет до выхода «Критики», в 1771 г. Центральный аргумент трансцендентальной дедукции категорий впервые был сформулирован в рукописных набросках 1775 г.

Категории (НФЭ, 2010)

КАТЕГОРИИ (от греч. κατηγορία — высказывание; лат. ргаеdicamenta) — фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Категории по своей функции, будучи общими родами высказывания, отличаются от первоначал бытия и от принципов, лежащих в основании философского и научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала бытия отождествлялись с категориями как всеобщими определениями бытия. Так, Платон среди высших родов сущего выделяет бытие, тождество, различие, движение и покой («Софист», 254).

Категория (Грицанов, 1998)

КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria — высказывание, обвинение; признак) — предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных категорий.

Что такое Категория

Значение слова Категория по Ефремовой:

Категория — 1. Научное понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи реальной действительности и познания (в философии).
2. Родовое понятие, обозначающее разряд явлений, предметов или наиболее общий их признак. // Понятие, отражающее характерные свойства восприятия действительности в какой-л. среде.
3. Группа однородных предметов, явлений или лиц, объединенных общностью каких-л. признаков.

Значение слова Категория по Ожегову:

Категория — Группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков

Категория Общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания

Значение слова Категория по Логическому словарю:

Категория — (от греч. kategoria — высказывание, обвинение, при­знак) — предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания. Будучи формами и устойчивы­ми организующими принципами процесса мышления, К. воспро- изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опи­раясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видо­вого понятия можно найти более широкое по объему родовое поня­тие, напр. «береза» — «дерево», «человек» — «млекопитающее», «медь» — «металл». Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: «дерево» — «растение», «млеко­питающее» — «животное», «металл» — «вещество» и т. п. К К. отно­сятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как прави­ло, К. являются философские понятия — «бытие», «субъект», «сущ­ность», «качество», «количество», «материя», «сознание» и т. п. В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся по­нятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедук­ции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обо­гащается их содержание, изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п.

Значение слова Категория по словарю Ушакова:

КАТЕГОРИЯ
категории, ж. (греч. kategoria). 1. Высшее родовое понятие, обозначающее какой-н. наиболее общий, отвлеченный Разряд явлений, предметов или их признаков (науч.). Категория причинности. Категория количества. Категория времени. Грамматическая категория. 2. Разряд однородных предметов или лиц (книжн.). Он из категории тех людей, к-рые всегда всем недовольны. 3. Один из разрядов, на которые делятся гражданской властью граждане с точки зрения их прав, обязанностей, повинностей (офиц.). Продовольственная карточка первой категории.

Значение слова Категория по словарю Даля:

Категория
ж. греч. разряд, порядок или отдел предметов. Категорический, к категории относящ.

Значение слова Категория по словарю Брокгауза и Ефрона:

Категория (от греческого слова κατηγορέ&#969., обвиняю) — логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. — априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика, встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К. шесть К., приводимых в сочинениях этой школы, тождественны с Аристотелевскими, почему и возникло предположение о возможном заимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже по хронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийской философии в известном теперь виде достоверно относится лишь к началу средних веков. Более чем вероятно обратное предположение — о влиянии греческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ουσί&#945.), количество (πόσον), качество (πρϊον), отношение (πρός τ&#943.), где (πο&#965.), время (πότ&#949.), положение (κεϊσθα&#953.), обладание (εχειν), действие (ποιεϊν) и страдание (πάοχειν). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение. не хватает здесь только К. количества. Плотин в первых трех книгах шестой «Эннеады» подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причем из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новые точки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего рода логикой открытий. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Его учение о четырех основных, распадающихся как бы на 12 видовых К. (см. Кант), представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берет их из готовых суждений. случайный характер К. и недостаток выведения — вот упреки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель. Под К. Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т. п. Из новейших попыток преобразования К. внимания заслуживает попытка Милля. См. Trendelenburg, «Gesch. der Kategorienlehre» (Б., 1846). Э. Радлов.

Читать еще:  Как развивается и его причины

Определение слова «Категория» по БСЭ:

Категория — 1) группы, разряд, степень. 2) см. Категории, Категория в языкознании.

Категория — в языкознании, языковые значения, соотносящиеся и взаимосвязанные на основании общего самантического признака и представляющие собой замкнутую систему подразделений этого признака. Например, К. лица в русском языке (объединяющая 3 значения на основе признака — участие в речевом акте), К. рода рус. прилагательных, лексические К. цветообозначения. К. различаются по характеру их семантики (денотативные, семантико-синтаксические и др.), по степени обязательности их в данном языке (грамматические, неграмматические), по способам выражения (морфологические, лексические, синтаксические). Близкие по семантике К. могут быть обязательными в одних и необязательными в других языках. Так, К. локативных отношений у существительных реализуется в лакском языке в К. серии местных падежей (къатлуйн — «на дом», къатлуйнмай — «по направлению на дом», къатлуйх — «сверху дома мимо» и до.),
а в русском языке соответствующие значения выражаются отдельных лексическими единицами. Грамматические (обязательные) К. образуют в языке жёсткие иерархические системы. Например, в венгерском языке в существительном выражается К. числа притяжательности, лица и числа обладателя, релятив, число релятива, падеж.
Б. Ю. Городецкий.

Определение и категории

Категории — это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.

Основные философские категории:

1) бытие и ничто;

2) материя и сознание;

3) пространство и время;

4) причина и следствие;

5) необходимость и случайность;

6) возможность и действительность;

7) содержание и форма;

8) сущность и явление.

В философии основополагающей категорией является бытие.

Бытие — это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.

Читать еще:  Не сгибаются пальцы рук причины и что делать

Материя — это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia — вещество. Значение материи как вещества удерживалось до 20 в, когда произошла революция в физике. Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества. Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания.

Сознание — это следующая философская категория, сознание — это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной — человеческого мозга.

Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек — результат сравнительно позднего развития материального мира.

Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи — мозга, свойством которого является.

Философская категория — пространство и время.

Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение.

Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время — длительность ее существования.
Пространство и время обладают своими свойствами.

Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

Время — длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие — пространственно-временной интервал — это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется.

В общей теории относительности (1916 г.) А. Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.

Следующую группу категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность рассматривает философское учение, которое называется детерминизм.

Детерминизм от лат determino — определяю, учение о взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира.

Причина — это явление или действие, которое влечет за собой другое явление; последнее называют следствием

Необходимость — это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека).

Случайность — это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств.
Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.
Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета.
Действительность — это реальный переход от тенденции к действию.

Возможность и действительность — это категории, фиксирующие основные моменты движения и развития материи.

Также к философским категориям принадлежат категории содержания и формы; сущности и явления.

Содержание — внутреннее состояние объекта (предмета), форма — внешнее.

Сущность — внутреннее состояние субъекта (живой материи), явление — внешнее.

Содержание и форма относятся к неживой материи, сущность и явление — к живой.

Современное понимание единства мира.

Вопрос о единстве мира является одним из важнейших вопросов бытия: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество различны по формам своего существования, но они образуют единство бесконечного, непреходящего мира.

Гениальный немецкий философ Гегель считал, что «Вселенная — это единая органическая целостность, и ею управляют всеобщие принципы и законы».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector