1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм лечебного воздействия

Основные механизмы лечебного действия физических упражнений

В настоящее время выделяют четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений:

Механизм тонизирующего влияния. При заболевании возникает преобладание процессов торможения в ЦНС, вызванное, с одной стороны, заболеванием, а с другой — вынужденным снижением двигательной активности. Снижаются функции всех систем организма. Применение специальных и общеразвивающих упражнений способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, усиливается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма. Повышается психоэмоциональное состояние, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом, оказывается общетонизирующее действие на весь организм в целом и на отдельные органы и системы.

Механизм трофического действия. Трофическую функцию выполняют различные отделы ЦНС, в том числе кора большого мозга . Известно, что реализация любого вида нервной деятельности – от простого рефлекторного акта до сложных форм поведения – связана с изменением уровня обменных процессов, особенно в тех случаях, когда в качестве исполнительного механизма выступает опорно-двигательный аппарат. Информация, исходящая от последнего, обладает высоким уровнем трофического влияния на все органы, в том числе на клетки нервной системы.

При дефиците рецепторной импульсации в ЦНС (например, при вынужденной гиподинамии) снижается тонус скелетной мускулатуры, что, в свою очередь, приводит к нарушению трофической регуляции всех тканей организма, в том числе и скелетных мышц. П Импульсация, уси­ливающаяся при выполнении физических упражнений, стимулирует нервную трофику и восстанавливает нормальное соотношение между опорно-двигательным аппаратом и физиологическими системами организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) Так же изменяется функциональное состояние нервных центров, регулирующих работу внутренних органов. Эта перестройка сохраняется и усиливается, бла­гоприятствуя трофике и работоспособности мышц, и не только скелетных, но и внутренних органов, особенно миокарда. Именно трофические процессы способствуют повышению функциональной способности мышцы сердца, ее тренировке.

Общеизвестно трофическое влияние физических упражнений в фазе формирования костного регенерата, замещающего дефект. В его основе лежит активизация пластических процессов при повышенной доставке белков, обеспечивающей компенсацию затрат энергии на мышечную работу. Лечебное применение физических упражнений не только стимулирует трофические процессы, но и, направляя его по функциональному руслу, способствует формированию наиболее полноценной структуры кости или иного поврежденного органа.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в снижении мышечного напряжения при различных синдромах остеохондроза позвоночника, сколиозе и других заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Например, при остеохондрозе позвоночника мышечное напряжение сопро­вождается, во-первых, ухудшением кровоснабжения мышц, вовлеченных в патологический процесс; во-вторых, усилением компрессии нервных корешков и сосудистых образований, проходящих в межпозвоночном отверстии, усугубляя тем самым клинические проявления болезни. Физические упражнения, направленные на расслабление определенных мышечных групп, способствуют улучшению в них микроциркуляции, уменьшают степень компрессии нервно-сосудистых образований. В целом все это способствует профилактике прогрессирования дегене­ративно-дистрофических процессов в мышцах и тканях, окружающих позвоночник.

При заболеваниях и повреждениях центральной и пери­ферической нервной системы нарушения функции мышц (парезы, параличи) могут вызвать развитие тугоподвижности в суставах, контрактур. При длительном отсутствии активных движений в суставах в них развиваются вторичные изменения, в свою очередь уменьшающие амплитуду движений. В процессе выполнения специальных физических упражнений улучшается крово- и лимфообращение в околосуставных тканях, увели­чивается подвижность, что, в свою очередь, ведет к более полно­ценному функциональному восстановлению всей конечности. Используя таким образом висцеро-висцеральные и моторно-висцеральные взаимоотношения, можно так подобрать физи­ческие упражнения, чтобы их трофическое действие локали­зовалось именно в конкретной области или органе.

Механизм формирования компенсаций – изменение в результате переработки информации в ЦНС функции определенных моторных центров и мышечных групп таким образом, чтобы восстановить нарушенную функцию (меру равновесия и возможность передвижения), хотя и в измененном виде, при нарушении структуры органа (например, ампутации конечности). Компенсация представляет собой временное или постоянное замещение нарушенных функций. Компенсаторные процессы имеют два этапа: срочной и долго­временной компенсации. Так, например, при травматическом повреждении правой руки больной немедленно начинает использовать в различных бытовых операциях левую руку. Эта срочная компенсация важна в экстремальных ситуациях, однако она заведомо несовершенна. В дальнейшем в результате тренировки с помощью физических упражнений и формирования в головном мозге системы новых структурно закрепленных временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно со­вершенное выполнение левой рукой бытовых манипуляций, обычно выполняемых правой.

В результате изучения компенсаторных процессов при нарушении двигательных функций и функций внутренних органов академик П.К. Анохин сформулировал несколько общих принципов, характеризующих процесс формирования функ­циональных систем, которые компенсируют дефект. Эти прин­ципы могут быть применены к компенсаторным процессам при повреждении различных органов. Например, повреждение нижней конечности вызывает нарушение равновесия и ходьбы. По мере увеличения степени повреждения сигнализация о дефекте может нарастать, и тогда в компенсаторные процессы вовлекаются новые области ЦНС и соответствующие им мышечные группы (принцип прогрессирующей мобилизации запасных компенсаторных механизмов). В дальнейшем по мере эффективной компенсации или устранения самого повреждения состав афферентного импульсного потока, поступающего в высшие отделы нервной системы, будет меняться. Соответственно будут выключаться определенные отделы функциональной системы, ранее участ­вовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности, или включаться новые компоненты. Длительная тренировка компен­саторных механизмов (ходьба на костылях, с помощью палоч­ки, самостоятельно) может обеспечить достаточную компен­сацию нарушенных или утраченных функций, однако на определенной стадии дальнейшее совершенствование слож­ных рефлекторных механизмов не приводит к существен­ному изменению (принцип относительной устойчивости компенсаторных приспособлений). В этом периоде устанавливается динамически устойчивое уравновешивание организма больного с оп­ределенным структурно-функциональным дефектом во внеш­ней среде.

Нормализация патологически измененных функций–восстановление вместе с двигательной функцией регуляции физиологических функций (дренажной функции бронхов, выделительной функции почек, сократительной функции сердечной мышцы, перистальтики кишечника и др.).

ЛФК — это, прежде всего терапия, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных резервов организма для ликвидации пато­логического процесса. Вместе с двигательной функцией восстанавливается и поддерживается здоровье. Важнейшим путем нормализации функциональных нарушений является воздействие через проприоцепторы, импульсация от которых оказывает как общетонизирующее влияние на ЦНС,так и специфическое влияние на нервные центры регуляции физиологических функций (например, на сосудодвигательные центры).

Физические упражнения в отдельных случаях оказывают симптоматическое воздействие на физиологические функции. Например, специальные дыхательные упражнения могут по механизму моторно-пульмональных рефлексов активизировать дренажную функцию бронхов и обеспечивать усиление выделения мокроты. При явлениях метеоризма специальными упражнениями можно воздействовать на перистальтику кишечника и нормализовать его функцию.

Таким образом, лечебное действие физических упражнений многообразно. Оно может проявляться комплексно, например, в виде одновременного трофического и компенсаторного влияния. В зависимости от конкретной патологии, локализа­ции процесса, стадии заболевания, возраста и тренированнос­ти больного можно подобрать определенные физические уп­ражнения, дозировку мышечной нагрузки, которые обеспечат преимущественное действие определенного механизма, необ­ходимого для восстановительного лечения в данный период заболевания.

Приложения.

Классификация средств, форм и методов ЛФК

Формы ЛФКСредства ЛФКМетоды ЛФКСпособ проведения занятий ЛФК
Утренняя гигиеническая гимнастика Лечебная гимнастика Дозированная ходьба· Производственная гимнастика Лечебное плавание Гидрокинезотерапия Механотерапия Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе Игры, спортивные игры · Туризм·Физические упражнения Физические упражнения в воде Ходьба Восхождения Занятия на тренажерах ПлаваниеПри заболеваниях опорно-двигательной системы При заболеваниях сердечно-сосудистой системы При заболеваниях дыхательной системы При заболеваниях пищеварительной системы При нарушении осанки; При травмах При операциях на грудной клетке При беременности Обучение ходьбе с опорой на тростьСамостоятельные занятия
Групповой 8-12 человек
Малогрупповой (2-3 человека)
Индивидуальные занятия

Лекция 3

1. Общие противопоказания к занятиям ЛФК.

2. Противопоказания к применению отдельных групп упражнений при различных заболеваниях.

Механизм лечебного воздействия минералов

Механизм лечебного эффекта минералов до конца не изучен. Согласно одной из теорий, минералы, подобно цветочным эликсирам, оказывают лечебное воздействие вибрациями большей частоты, чем физические вибрации организма человека. Определенная часть тела настраивается на вибрации того или иного камня.

Многие литотерапевты считают, что кристаллы минералов генерируют особые поля и вибрации, которые за счет эффекта резонанса оказывают влияние на работу клеток и органов человеческого организма. А поскольку минералы постоянно обмениваются энергией с окружающей средой, при этом возникают самые разные энергетические вибрации, которые зависят от индивидуальной структуры природного камня. По заключениям исследователей, вибрации камней почти идентичны вибрациям человека. Возможно, именно поэтому камни могут оптимально стимулировать энергетические потоки в организме.

С позиции квантовой медицины, лечение минералами происходит в результате слабых воздействий электромагнитных колебаний минералов на организм человека. При этом наибольший целительный эффект происходит при возникновении резонанса между двумя системами: человеком и минералом. Исходя из внутреннего строения минерала, или иначе, — его кристаллической решётки, все минералы обладают разными электромагнитными колебаниями.

При этом кристаллы, для которых свойственна энергонаправленность, оказывают больший эффект, чем агрегаты (различные скопления минералов).
Таким образом, в общем виде механизм лечебного воздействия минерала сводится к следующему: при достижении резонанса, минерал вибрациями кристаллической решётки оказывает воздействие на больной орган и нормализует в нём энергетические нарушения. Кроме того, минерал может осуществлять энергетическую подпитку ослабленного органа или энергетического узла.

С позиции современной минералогии в основе литотерапии лежат известные физические и химические свойства, а также слабо изученные или непознанные свойства минералов. Среди физических свойств минералов, оказывающих физиотерапевтическое воздействие на живой организм человека, следует назвать магнитность, радиоактивность, теплопроводность, электрические свойства, фотолюминесценцию и др. Рассмотрим эти свойства минералов более детально.

Некоторые минералы обладают магнитностью, то есть, являются ферромагнитными, притягивающими к себе металлические предметы. В первую очередь это магнетит, далее следуют никелистое железо и некоторые разности ферроплатины. Самородный висмут является диамагнитным минералом — отталкивается магнитом. Сейчас известно, что магнит оказывает противовоспалительное, болеутоляющее действие, активно влияет на обмен веществ и регенерацию тканей Воздействие слабыми магнитными полями используется при лечении современными медицинскими аппаратами типа «Алмаг».

Читать еще:  Настойка калгана для повышения потенции у мужчин

Минералы, содержащие группу радиоактивных элементов урана-тория, обладают радиоактивностью. Незначительные содержания этих элементов в минералах может оказывать лечебное воздействие. Примером может служить сердолик, который применялся Е.И. Бадигиной для заживления ран, лечения воспалительных процессов и улучшения состава крови больных.
Некоторые минералы обладают электрическими свойствами, т.е. проводят электричество.

Большинство минералов являются плохими проводниками электричества. Исключение составляют самородные металлы: золото, медь, серебро и др. Есть также минералы с полярными направлениями в кристаллах – сигнетоэлектрики. У кристаллов этих минералов при растяжении и сжатии возникает ЭДС. Это, так называемый, пьезоэлектрический эффект. Наиболее сильно он проявлен в кристаллах горного хрусталя (группа кварца), слабее в турмалине. Имеются

исследования, свидетельствующие о том, что структура кварца позволяет фокусировать и трансформировать различные виды энергии и, таким образом воздействовать на клетки живого организма. Возможно, благодаря этому свойству горный хрусталь, который также пропускает ультрафиолетовое излучение, является одним из самых «магических» камней. С незапамятных времен — это любимый камень магов и экстрасенсов. По их заключению он снимает напряжение и дает человеку положительную энергию.

При нагревании ряда минералов может происходить дегидратация, диссоциация, плавление и пр. процессы Минералы теряют кристаллизационную воду или из них выделяются летучие (CO2, S и др.). Это свойство минералов испокон веков использовали всевозможные знахари.

Наибольший интерес представляют слабо изученные свойства минералов. В их основе лежит энергия взаимодействия атомов кристаллической решётки. Кристаллическая структура некоторых минералов позволяет фокусировать и трансформировать различные виды энергии и таким образом оказывать воздействие на клетки живого организма. В числе слабо изученных свойств минералов можно назвать колебательные движения. Именно с ними связывают их «магические свойства», о которых рассказано ранее.

Несомненно, в литотерапии имеет значение и психологический настрой человека на положительный результат. Так, степень воздействия минералов усиливается при мысленном представлении их внешнего вида и благотворного влияния на организм. О том, что минералы могут выполнять функцию, аналогичную плацебо, заявляют учёные разных стран. К плацебо относятся лекарственные формы, содержащие нейтральные вещества. Обычно их применяют для изучения роли внушения при лечении каким-либо лекарственным веществом или для определения эффективности новых лекарственных препаратов.

Чтобы драгоценный камень оказал свое целительное действие, его можно просто держать в руке, надевать в качестве ювелирного украшения, носить в кармане, класть под подушку. Для лучшего использования лечебных свойств камня очень удобны броши – их всегда можно приколоть поближе к больному органу. Для того, чтобы камень лучше «работал», не следует его закреплять в глухую оправу – камень должен «дышать».

В последние десятилетия исследователи подтверждают предположение академика В.И. Вернадского, что в живом организме существует вполне материальное «нечто», получившее название «космический разум». Под космическим разумом подразумевается энергоинформационное поле Земли, которое представляет собой совокупность знаний об органической и неорганической природе. Вокруг каждого человека имеется своеобразная

биоэнергетическая оболочка – биополе, часто называемое аурой. Одной из возможностей её взаимодействия со Вселенной является передача электрических токов. Считают, что биополе каждого человека на всем протяжении жизни оставляет след своего хозяина. Остаётся оно и после его смерти. Благодаря информации, поступающей от биологически активных точек организма, все органы определённым образом общаются между собой и внешней средой

О наличии биодинамического поля вокруг человека говорит также известный немецкий геобиолог доктор Э. Хартман. По его заключению оно может меняться при перемещении человека из одного места в другое и во многом зависит от геологических изменений окружающей нас почвы. Здоровый организм человека справляется с этими изменениями благодаря включению вегетативной нервной системы. Её Э. Хартман во многом отождествляет с энергетическими потоками Инь — Ян. «Окружающая нас минеральная среда, — говорит он, — способна вызвать как положительное, так и отрицательное воздействие на живой организм».

Механизмы лечебного воздействия физических упражнений.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций.

Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме (общего тонуса) под влиянием дозированной мышечной нагрузки. При заболеваниях изменяется общий тонус. В начале часто наблюдается усиление возбудительных процессов в центральной нервной системе, активизируются защитные и появляются патологические реакции, повышается температура тела, усиливается деятельность многих внутренних органов.

Механизмы трофического действия физических упражнений.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме. При заболеваниях нарушаются обмен веществ и нормальная структура тканей и органов. Лечение направлено на восстановление нарушенных структур посредством улучшения и нормализации обмена веществ. Мощным стимулятором обмена веществ являются физические упражнения.

Механизмы формирования компенсаций.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций. Компенсация — это временное или постоянное замещение нарушенных функций. При заболеваниях нарушения функции возмещаются тем, что изменяется или усиливается функция поврежденного органа или других систем органов, замещая или выравнивая нарушенную функцию. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу же.

Механизмы нормализации функций

Нормализация функций заключается в восстановлении функций, как отдельного поврежденного органа, так и всего организма под влиянием физических упражнений. Для полного выздоровления недостаточно восстановить строение поврежденного органа; необходимо также нормализовать его функции и в первую очередь восстановить правильную регуляцию всех процессов в организме.

Классификация физических упражнений, используемых с лечебной целью.

По лечебному воздействию все упражнения делятся на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие оказывают лечебное действие на всех больных. Они делятся на: дыхательные, лечебно-гимнастические, лечебно-бытовые, лечебно-спортивные упражнения и лечебные игры.

Специальные направлены на решение частных задач при различных заболеваниях.

Характеристика гимнастических упражнений, используемых с лечебной целью.

Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким признакам.

По анатомическому признаку — упражнения для мышц головы, шеи, туловища, пояса верхних конечностей, мышц верхних и нижних конечностей, мышц брюшного пресса и тазового дна.

По признаку активности — активные (выполняемые самим занимающимся); пассивные (выполняемые методистом лечебной физической культуры с волевым усилием больного); активно-пассивные (выполняемые занимающимся с помощью методиста ЛФК).

По признаку использования гимнастических предметов и снарядов — упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (с гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом, булавами, гантелями, эспандером, скакалкой и др.);

упражнения на снарядах (на гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механотерапевтической аппаратуре, брусьях, бревне, перекладине и т. п.).

По видовому признаку и характеру выполнения — порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений, дыхательные, в сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения.

Дата добавления: 2015-08-27 ; просмотров: 593 . Нарушение авторских прав

Механизмы действия физических упражнений

Физические упражнения оказывают на организм тонизирующее (стимулирующее), трофическое, компенсаторное и нормализующее действие.

Тонизирующее (стимулирующее) действие физических упражнений

Во время заболевания организм находится в особенно неблагоприятных условиях как из-за нарушения функций, обусловленного патологическим процессом, так и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние больного и способствующей прогрессированию болезни. Тонизирующее действие физических упражнений выражается прежде всего в стимуляции моторно-висцеральных рефлексов. Усиление афферентной импульсации проприоцепторов стимулирует клеточный метаболизм в нейронах центрального звена двигательного анализатора, в результате усиливается трофическое влияние ЦНС на скелетную мускулатуру и внутренние органы, т.е. на весь организм.

Преимущества физических упражнений: их физиологичность и адекватность, универсальность (широкий спектр действия), отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке нагрузки и рациональной методике занятий), возможность длительного применения (практически без ограничений) с переходом из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное качество.

Трофическое действие физических упражнений

Один из механизмов физиологического регулирования тканевого метаболизма- трофические рефлексы. Трофическую функцию выполняют различные отделы ЦНС, в том числе кора большого мозга и гипоталамус. Реализация любого вида нервной деятельности- от простого рефлекторного акта до сложных форм поведения- связана с изменением уровня обменных процессов, особенно если в качестве исполнительного эффекторного механизма выступает опорно-двигательный аппарат. Информация, исходящая от его проприорецептеров, обладает высоким уровнем трофического влияния на все органы, в том числе клетки нервной системы.

Общеизвестно трофическое влияние физических упражнений в фазе формирования регенерата, замещающего дефект. В основе его лежит активизация пластических процессов при повышенной доставке белков, обеспечивающей компенсацию затрат энергии на мышечную работу. Лечебное применение физических упражнений не только стимулирует трофические процессы, но и, направляя их по функциональному руслу, способствует формированию наиболее полноценной структуры регенерата.

Трофическое действие физических упражнений может проявиться в виде регенерационной, или компенсаторной, гипертрофии. Регенерационная гипертрофия протекает в виде более интенсивной физиологической реакции тканевых элементов. Например, активные мышечные нагрузки у больных с травматическими повреждениями нижних конечностей ведут к усилению нервно-трофического влияния на определенную группу мышц, активизации ситемы РНК-белок, усилению белкового синтеза и снижению распада (особенно миофибриллярных белков), возрастанию мощности энзиматических систем анаэробного и особенно аэробного синтеза макроэргов за счет усиления утилизации липидов и углеводов. Увеличение функциональной нагрузки (по оси трубчатой кости) усиливает гидродинамическое влияние упругих деформаций кости на микроциркуляцию и трофику тканей и приводит к преобладанию костеобразовательных процессов над резорбционными.

При заболеваниях и повреждениях центральной и периферической нервной системы нарушения функции мышц (парезы, параличи) могут вызвать развитие тугоподвижности в суставах, контрактур. При длительном отсутствии активных движений в суставах в них развиваются вторичные изменения, в свою очередь уменьшающие амплитуду движений. В процессе выполнения специальных физических упражнений улучшается крово- и лимфообращение в околосуставных тканях, увеличивается подвижность, что в свою очередь ведет к более полноценному функциональному восстановлению всей конечности. Используя таким образом висцеро-висцеральные и моторно-висцеральные взаимоотношения, можно подобрать физические упражнения с учетом локализации их трофического действия , в конкретной области или органе.

Читать еще:  Определение и суть метода

Компенсация- это временное или постоянное замещение нарушенных функций. Компенсаторные процессы проходят два этапа: срочная и долговременная компенсация. Так, например, при травматическом повреждении правой руки больной немедленно начинает действовать в различных бытовых ситуациях левой рукой- это срочная компенсация, она необходима в экстремальных ситуациях, однако заведомо неполноценна. В дальнейшем, в результате тренировки физическими упражнениями и формирования в головном мозге системы новых структурно закрепленных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно свободное выполнение левой рукой бытовых манипуляций, которые обычно выполняют правой.

В результате изучения компенсаторных процессов при нарушении двигательных функций и функций внутренних органов П. К. Анохин сформулировал несколько общих принципов, характеризующих процесс формирования функциональных систем, которые компенсируют дефект. Эти принципы могут быть применены к компенсаторным процессам при повреждении различных органов. Например, повреждение нижней конечности вызывает нарушение равновесия и ходьбы. Это влечет за собой изменение сигнализации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц, рецепторов кожи конечностей и туловища, а также зрительных рецепторов (принцип сигнализации дефекта). В результате переработки этой информации в ЦНС функция определенных моторных центров и мышечных групп меняется таким образом, чтобы восстановить в той или иной мере равновесие и сохранить возможность передвижения, хотя и в измененном виде. По мере увеличения степени повреждения сигнализация о дефекте может нарастать, тогда в компенсаторные процессы вовлекаются новые области ЦНС и соответствующие им мышечные группы (принцип прогрессирующей мобилизации запасных компенсаторных механизмов). В дальнейшем, по мере эффективной компенсации или устранения самого повреждения состав афферентного импульсного потока, поступающего в высшие отделы нервной системы, меняется. Соответственно выключаются определенные отделы функциональной системы, ранее участвовавшие в компенсаторной деятельности, или включаются новые компоненты (принцип обратной афферентации этапов восстановления нарушенных функций). Сохранение достаточно стабильного анатомического дефекта после регулярных занятий физическими упражнениями будет давать о себе знать определенной комбинацией афферентации, поступающих в высшие отделы нервной системы, которые на этой основе обеспечат образование стабильной компенсации временных связей и оптимальную компенсацию, т.е. минимальную хромоту при данном повреждении (принцип санкционированной афферентации).

Длительная тренировка компенсаторных механизмов (ходьба на костылях, с палочкой, самостоятельно) может обеспечить достаточную компенсацию нарушенных или утраченных функций, однако на определенной стадии дальнейшее совершенствование сложных рефлекторных механизмов уже не приводит к существенному изменению, т.е. наступает стабилизация компенсации (принцип относительной устойчивости компенсаторных приспособлений). В этом периоде устанавливается динамически устойчивое равновесие организма больного с определенным структурно-функциональным дефектом во внешней среде.

Роль коры большого мозга в компенсаторных процессах при повреждении нижележащих отделов нервной системы состоит в том, что корковые отделы анализаторов чутко реагируют на любое изменение взаимоотношений организма с окружающей средой. Этим объясняется решающая роль коры в компенсации нарушений движения после травм и реконструктивных операций. Например, после операции расщепления предплечья (создание руки Крукенберга) имеются лишь анатомические предпосылки для компенсации отсутствующей кисти. Для того чтобы вновь образованные бранши руки в той или иной мере приняли на себя функцию отсутствующей кисти, необходимы глубокие изменения функций плеча и предплечья, связанные с перестройкой соответствующих нервных центров. Без обучения, основанного на словесном разъяснении тренировки определенных групп мышц, показа рисунка самого движения и закрепления его в процессе тренировки такая перестройка невозможна даже в течение нескольких лет. Для развития компенсации в данном случае необходимы активная деятельность корковых механизмов, в частности механизмов второй сигнальной системы, и тренировка физическими упражнениями определенных групп мышц плеча и предплечья.

Механизмы лечебного действия физических упражнений

Механизмы лечебного действия физических упражнений

Физические упражнения – двигательные действия, выполняемые с целью приобретения или совершенствования физических качеств, умений и двигательных навыков.

Движение – одно из необходимых условий нашей жизни. Нужно для того, чтобы нормально протекали жизненные процессы. Движение регулирует все функции организма, и является одним из важнейших факторов при лечении больных.

Двигательная деятельность человека имеет довольно разное проявление, но в любой двигательной деятельности различают два компонента:

  1. двигательный;
  2. вегетативный (изменения во внутренних органах).

Вследствие регулярного использования физических упражнений, начинает развивается особое состояние организма человека- это состояние тренированности, который характеризуется следующими признаками:

  • улучшается координация деятельности различных систем организма между собой (согласованность в работе);
  • повышаются возможности различных функций и систем организма.

Именно поэтому под влиянием систематического и правильного использования физических упражнений, у больного человека в организме происходят различные изменения, которые способствуют более быстрому выздоровлению.

В основе лечебных действий физических упражнений лежат следующие группы механизмов:

  • тонизирующего действия физических упражнений;
  • трофического действия физических упражнений;
  • компенсаторного действия физических упражнений;
  • нормализующего действия физических упражнений.

1. Механизм тонизирующего действия физических упражнений.

Под понятием “тонус” понимают определенное состояние активности организма. Понятие “жизненный тонус человека” содержит психологическую и функциональную составляющие. О здоровом человеке говорят: «она имеет хороший жизненный тонус». При заболевании же происходит в большей или меньшей степени, снижение жизненного тонуса человека, связанное с нарушением функций определенных систем организма и обязательными нарушениями в центральной нервной системе.

Специально же подобранные упражнения могут усиливать процессы возбуждения или торможения в ЦНС и таким образом способствовать восстановлению нормальной уравновешенности и подвижности нервных процессов. Такие упражнения улучшают регулирующие свойства, активизируют деятельность эндокринных желез и стимулируют вегетативные функции и обмен веществ по определенному механизму моторно-висцеральных рефлексов (ММВР).

Тонизирующее воздействие физических упражнений пропорционально количеству мышц вовлеченных в двигательную деятельность, а также чем сильнее прилагается мышечное усилие. У тех людей, кто занимается лечебной физической культурой (ЛФК), возникают положительные эмоции, создается приподнятое настроение и появляется уверенность что скоро они станут здоровыми.

2. Механизм трофического действия физических упражнений.

С целью лучшего понимания механизма трофического действия физических упражнений сначала вспомним некоторые понятия.

  • Обмен веществ – это совокупность всех видов превращения веществ и энергии и всех химических изменений в организме человека, обеспечивающих его жизнедеятельность, развитие, адаптацию к внешним условиям и связь с окружающей средой.
  • Обмен веществ – основная функция жизни. Необходимым и важным звеном обмена веществ является клеточное питание, которое является сложной системой процессов ассимиляции и диссимиляции.
  • Ассимиляция – процесс переработки и усвоения организмом веществ, поступающих к нему из окружающей среды.
  • Диссимиляция (от лат. “Похожий”) – расписание органических соединений в организме с преобразованием их в простые вещества, в результате чего происходит обновление) кивои материи и движения необходимой для жизнедеятельности энергии. Действие диссимиляции противоположной к ассимиляции, вместе с которой они составляют обмен веществ организма-метаболизм.
  • Метаболизм (от греч. “Изменение”, “преобразования”) – преобразование веществ и энергии, которые составляют основу жизнедеятельности организма.
  • Трофика (от гр. “Питания”) – совокупность процессов клеточного питания, которые обеспечивают сохранение структуры и функции органа или ткани.
  • Патологическое искажение трофических процессов получило название дистрофического процесса.
  • Дистрофия – нарушение питания тканей, органов или организма человека или животного в целом, что приводит к его истощению.

Нарушение трофики проявляется не только в нарушении функций, но и строения этой ткани или органа.

В процессе движения появляются проприоцептивные импульсы, идущие в вегетативные центры и высшие отделы нервной системы перестраивая их функциональное состояние, а это в свою очередь способствует улучшению трофики тканей и внутренних органов с механизмом моторно-висцеральных рефлексов (ММВР).

Мышечная деятельность стимулирует окислительно-восстановительные, обменные а также регенеративные процессы в организме человека. В мышце, которая работает, происходит увеличение и расширение количества функционирующих капилляров, повышается скорость кровотока, усиливается приток артериальной крови насыщенной кислородом, и отток венозной крови, улучшается лимфообращение. Вследствие чего продукты воспаления быстрее рассасываются, предупреждается образование спаек и развитие атрофии.

3. Механизм компенсаторного действия физических упражнений.

Положительные сдвиги, направленные на уменьшение негативных последствий болезни, называют компенсаторными явлениями. Сущность этих явлений заключается в том, что те органы, которые непосредственно не страдают от заболевания, берут на себя функции органа, который пострадал.

В зависимости от типа заболевания компенсации могут быть постоянными или временными. Первые возникают в случае безвозвратной потери или ограничения функции, а вторые – во время болезни и пропадают после выздоровления.

Учеными доказано, что физические упражнения способствуют скорейшему восстановлению или замещению функции органа или системы, затронутых болезнью. Задача занятий физическими упражнениями-ускорить компенсацию.

Проприорецепторы (чувствительные рецепторы) – это чувствительные нервные окончания, которые расположены в мышечно-суставном аппарате (связках, мышцах, суставных сумках). Благодаря проприорецепторов у человека есть ощущение положения, движения, силы.

Формирование компенсации обусловлено рефлекторными механизмами. Физические упражнения непосредственно способствуют увеличению размеров как сегмента тела так и парного органа, повышая их функции и функции пораженной системы в целом. Физические упражнения привлекают к работе те мышцы, которые ранее не участвовали в выполнении не свойственных для них движений.

4. Механизм нормализации функций, пострадавших.

Восстановление анатомической целостности тканей или органа, отсутствие после лечения признаков болезни еще не является свидетельством функционального выздоровления больного человека. Нормализация функций возникает под влиянием физической нагрузки, постоянно растет, вследствие этого постепенно совершенствуются регуляторные процессы в организме, восстанавливаются моторно-висцеральные связи, устраняются временные компенсации и двигательные качества человека.

Читать еще:  Настойка сабельника для суставов приготовление как принимать отзывы

Например, если (в случае когда после перелома наблюдалось ограничение движений в суставе) способствовать увеличению подвижности сустава, таким образом будем способствовать нормализации его функции. Этот положительный результат возникает под действием целенаправленных, индивидуально подобранных физических упражнений, которые называют лечебной физической культурой (ЛФК).

В 1928 году выдано установки по лечебной физкультуреЛечебная физическая культура” (авторы Б. Я. Шимпшлевич, В. Н. Мошков и Т. Г. Никитин). Было предложено заменить термины “лекарственная гимнастика”, “кинезитерапия”, “енерготерапия”, “мототерапия”, “миокинезитерапия” и другие более правильно – “лечебная физическая культура“.

В. М. Мухин считает, что лечебная физическая культура является средством физической реабилитации (к которым он также относит лечебный массаж, физиотерапию, механотерапию, трудотерапию) это метод лечения, использующий средства и принципы физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, предупреждения их обострений и осложнений, восстановления здоровья и трудоспособности больных а также инвалидов.

По мнению В. И. Дубровского, лечебная физическая культура – это метод, который использует средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для полноценного и более быстрого восстановления здоровья а также предупреждения осложнений заболеваний.

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В психологическом консультировании роль и значение терапевтических отношений изучались Карлом Роджерсом, представителем гуманистического направления. Он подробно рассмотрел, какими должны быть отношения между пациентом (клиентом) и психотерапевтом (консультантом) для эффективной помощи. Несмотря на очевидное сходство терапевтических отношений с другими отношениями между людьми, в частности с дружескими, с семейными, они обладают собственной спецификой. К Роджерс создал собственный психотерапевтический метод, названный им недирективная клиент-центрированная терапия (наиболее часто употребляемое название — разговорная психотерапия). Сутью метода являются особым образом построенные терапевтические отношения как основа необходимых изменений у клиента. Цель терапии по К. Роджерсу – предложить клиенту соответствующие отношения, которые тот сумеет принять и ответить на них. В результате данного психотерапевтического процесса становятся возможными изменения в психической структуре (в переживаниях) и поведении клиента.

К. Роджерс опирался на воззрения израильского философа Мартина Бубера (1978), который выделил две основных позиции человека по отношению к окружающему миру и другим людям. Первая позиция – это позиция Я-Оно (Он, Она), представляющая собой отношения субъект-объект, а вторая – это Я-Ты позиция, которая предполагает отношения субъет-субъект. Человек из позиции «Я-Оно» говорит о другом «Он» или «Она», не обращаясь к нему как к личности, а направляет свои слова и действия на другого человека как на некий объект воздействия, вещь или функцию. Человек из позиции «Я-Ты» не может оставаться в стороне как наблюдатель, а вовлекается в процесс отношений. Диалог – это путь познания личности, ее внутреннего мира её мыслей и идей. По М. Буберу область между «Я» и «Ты» есть пространство диалога. Именно в этой области «Между» происходят реальные события, диалог и урок.

Условия создания терапевтических отношений

К.Роджерс (1975) сформулировал «необходимые и достаточные условия» построения терапевтических отношений.

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его «клиентом», пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его «консультантом», активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие атмосферу доверия. Доверительный контакт консультанта и клиента является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии. Создавать обоюдное доверие значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта. Для установления обоюдного доверия консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные С. Rogers (1951): искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям.

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: 1.эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), 2.познавательным/когнитивным (конфронтация)

В процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной сферой связаны : безусловное принятие, толерантность, интерес, симпатия, забота, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных личных чувств, альтруизм, перенос, идентификация. В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся вера и надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацебо-терапии и некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность применяемого им метода. Способность врача с первых встреч «заразить» больного уверенностью часто предопределяет успех последующих действий специалиста. Появление перспективы становится новым мотивом, помогающим продолжать лечение и преодолевать трудности.

Преимущественно к когнитивной сфере относятся получение новой информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей болезни, личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником декомпенсации, обесцениванию их. Происходит расширение образа Я за счет включения в него прежде отвергаемых аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их реализации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими — в рациональной, когнитивной, рационально-эмоциональной, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и др.

К поведенческой сфере могут быть отнесены имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо — через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и косвенно — путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще в форме социального неодобрения, неприятия).

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. (Ялом):

1. Сообщение информации:

2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений

3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку.

4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает уважать себя и верить в собственные возможности. Особенно важны такие переживания для пациентов с низкой самооценкой.

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: здесь речь идет о переработке проблематики, корни которой лежат в родительской семье пациента. Пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для семейных отношении и отношений с родителями в прошлом.

6. Развитие техники межличностного общения: пациенты в группе имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения.

7. Имитационное поведение: пациент может обучаться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы.

8. Интерперсональное влияние: этот фактор является важнейшим и наиболее специфичным для групповой психотерапии. В этом факторе можно выделить три основных аспекта:1. это получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению представления о себе, образа Я, то есть конфронтация.2. это возможность возникновения в группе эмоционально значимых ситуаций, которые были у пациента ранее и с которыми он в прошлом не мог справиться, их вычленение, анализ, осознание и переработка, то есть коррективный эмоциональный опыт. 3. возможность увидеть в группе особенности своего поведения, его неэффективность и неконструктивность, а также обучение новым формам поведения и закрепление их в процессе группового взаимодействия, то есть научение.

9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов, желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие друг другом и группой как целым, чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается в групповой психотерапии как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт-пациент» в индивидуальной психотерапии.

10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, «очищение», выражение сильных чувств в группе.

В семейной психотерапии, так же как и в групповой, выделяют следующие механизмы лечебного действия: 1) эмоциональное сплочение и поддержка; 2) отреагирование (приобретение навыков соответствующего адресования и проявления эмоций, особенно отрицательных); 3) получение обратной связи от участников психотерапии; 4) предоставление обратной связи; 5) универсальность; 6) коррективная рекапитуляция основной семейной группы; 7) научение (обмен опытом решения проблем); 8) идентификация; 9) инсайт, осознание экзистенциальных аспектов бытия; 10) альтруизм. Наиболее важными механизмами, которые формируются первыми и оказывают самое интенсивное влияние на коррекцию дисфункциональных отношений в семьях, признаны первые четыре.

|следующая лекция ==>
Слово Хлеб в названиях и текстах произведений классической и современной литературы|ПИЩЕВАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector