1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Практическая работа 1 рефлексы сердца

Практическая работа №1. Исследование рефлекторных реакций человека

Для выполнения заданий, предлагаемых в этой практической работе, Вам (экспериментатору) потребуется помощник, назовем его «испытуемый». При оформлении задания требуется описать ход работы и наблюдаемую ответную реакцию, указав возраст и пол испытуемого. После выполнения всех заданий необходимо ответить на предлагаемые вопросы.

Необходимое оборудование: неврологический молоточек, карандаш.

1. Мигательный рефлекс. Испытуемый сидит. Экспериментатор делает неожиданный хлопок перед лицом испытуемого и наблюдает ответную реакцию.

2. Надбровный рефлекс. Испытуемый сидит. Экспериментатор неожиданно, но очень осторожно, прикасается карандашом с укрепленным на его конце ластиком к краю надбровной дуги испытуемого и наблюдает ответную реакцию.

4. Коленный рефлекс. Испытуемый в положении сидя кладет ногу на ногу. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком (или ребром ладони) по сухожилию четырехглавой мышцы (под надколенником) и наблюдает ответную реакцию.

5. Ахиллов рефлекс. Испытуемый встает на стул на коленях. Ступни ног свисают. Неврологическим молоточком экспериментатор наносит легкий удар по сухожилию трехглавой мышцы голени (в месте прикрепления мышцы общим сухожилием (ахилловым) к бугру пяточной кости) наблюдает ответную реакцию (сгибание стопы).

Какие рефлексы Вы наблюдали в процессе выполнения заданий: условные или безусловные? Обоснуйте свой ответ.

Что называют безусловным рефлексом?

Каково биологическое значение безусловных рефлексов?

Изобразить схему рефлекторной дуги соматического рефлекса.

Безусловный рефлекс — это врожденная ответная реакция организма на раздражитель. Каждый безусловный рефлекс проявляется в определенном возрасте и в ответ на определенные раздражители.

Биологическое значение безусловных рефлексов — они позволяют организму приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласованная деятельность разных органов и их систем, поддерживается само существование организма.

Мигательный рефлекс — условный рефлекс — защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.

Надбровный рефлекс — безусловный рефлекс — при ударе молоточком по надбровной дуге возникает смыкание век за счет сокращения круговой мышцы глаза.

Коленный рефлекс — безусловный рефлекс — вызывается ударом молоточка по связке надколенника. Ответная реакция — разгибание верхней конечности в коленном суставе в результате сокращения квадратной мышцы бедра.

Ахиллов рефлекс — безусловный рефлекс — вызывается ударом молоточка по пяточному (ахиллову) сухожилию. Ответная реакция — сокращение трехглавой мышцы голени и подошвенное сгибание стопы.

Схема рефлекторной дуги соматического рефлекса

А — соматического рефлекса; Б — вегетативного рефлекса; 1 — рецептор; 2 — чувствительный нейрон; 3 — центральная нервная система; 4 — двигательный нейрон; 5 — рабочий орган — мышца, железа; 6 — ассоциативный (вставочный нейрон); 7 — вегетативный узел (ганглий)

Лабораторная работа 1. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера

2. Стерильные марлевые салфетки

Читать еще:  Небактериальный простатит men’s republic

У испытуемого в состоянии покоя подсчитать пульс за 10 с. После чего испытуемый, предварительно вымыв руки, должен закрыть глаза и через марлевые салфетки надавливать двумя пальцами (указательным и средним) одновременно на оба глазных яблока в течение 10 с. В процессе опыта подсчитать у испытуемого пульс. После опыта также подсчитать пульс за 10 с.

Оформление результатов работы:

Записать результаты эксперимента.

Пульс за 10 с до опыта –

Пульс за 10 с в течение опыта –

Пульс за 10 с после опыта –

Зарисовать схему рефлекторной дуги глазосердечного рефлекса, используя атлас по нормальной физиологии (С.49). Объяснить полученные результаты.

Лабораторная работа 2. Ортостатическая проба

Ортостатическая проба – это функциональная проба, применяемая для оценки функциональных сдвигов, вызванных переходом человека из горизонтального в вертикальное положение. Проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно ЧСС увеличиваются при переходе из горизонтального положения (клиностатика) в вертикальное (ортостатика). Поэтому разница показателей ЧСС позволяет оценить возбудимость и тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и, соответственно, состояние симпатической иннервации сердца.

После 5 минут пребывания в горизонтальном положении у испытуемого определяют пульс за 15 с и рассчитывают ЧСС за 1 минуту. Затем испытуемый спокойно встает, и у него вновь подсчитывают пульс за 15 с и определяют ЧСС. Определить разницу показателей ЧСС в горизонтальном и вертикальном положениях.

Оформление результатов работы:

Записать результаты эксперимента.

ЧСС в горизонтальном положении –

ЧСС в вертикальном положении –

Разница показателей ЧСС –

Оценить результат, если в норме переход в вертикальное положение сопровождается увеличением ЧСС на 4-18 уд/мин. Более выраженное учащение пульса свидетельствует о повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, что говорит о переутомлении организма. Объяснить механизм увеличения ЧСС при переходе из горизонтального в вертикальное положение.

Лабораторная работа 3. Клиностатическая проба

Клиностатическая проба – это функциональная проба, применяемая для оценки функциональных сдвигов, вызванных переходом человека из вертикального в горизонтальное положение.

Пробу проводят в обратном порядке по сравнению с ортостатической пробой.

Оформление результатов работы:

Записать результаты эксперимента.

ЧСС в вертикальном положении –

ЧСС в горизонтальном положении –

Разница показателей ЧСС –

Оценить результат. Нормальная возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы соответствует урежению пульса на 4-12 уд/мин. Более выраженное урежение пульса свидетельствует о повышенной возбудимости этого отдела вегетативной нервной системы.

Список рекомендуемой литературы

1. Атлас по нормальной физиологии / под ред. Н.А.Агаджаняна. М.: Высш. шк., 1986. С. 46-49, 68-76.

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. С.119-122.

3. Физиология мышечной деятельности / под ред. Я.М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1982. С.190-196, 218-227.

4.Фомин, Н.А. Физиология человека / Н.А. Фомин. М.: Просвещение, 1992. С.178-190.

Читать еще:  Орис лечебные сеансы лучшее аденома

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ

Лабораторная работа 1. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) методом спирометрии

1. Спирометр водяной

2. Колба с водой

3. Вата, спирт, раствор перманганата калия

4. Таблицы основного обмена

Закрыть отверстие колокола пробкой. Проверить соответствие уровня воды в спирометре по нижней отметке стеклянного окошка корпуса спирометра. После нескольких глубоких вдохов и выдохов сделать максимально глубокий вдох и затем выдохнуть максимально глубоко в трубку. Выдох осуществлять постепенно, без рывков. Отметить величину ЖЕЛ по верхней отметке стеклянного окошка. Вынуть пробку и медленно вернуть колокол спирометра в исходное положение. Записать величину фактической ЖЕЛ (ФЖЕЛ).

Оформление результатов работы:

Определить должную величину ЖЕЛ (ДЖЕЛ) по формуле:

ДЖЕЛ = ДОО × 2,6 – для мужчин;

ДЖЕЛ = ДОО × 2,3 – для женщин,

где: ДОО – должный основной обмен, определяемый по формуле:

ДОО = А + Б,

где: А – число ккал, зависящее от веса; Б – число ккал, зависящее от роста и возраста. Показатели А и Б берутся из таблиц основного обмена.

У здоровых людей допускается отклонение ФЖЕЛ от ДЖЕЛ в пределах ±15%. Это отклонение рассчитывается по формуле:

ФЖЕЛ

———- × 100 – 100.

ДЖЕЛ

Рассчитать жизненный индекс (ЖИ) по формуле:

ФЖЕЛ, мл

Вес, кг

В норме для мужчин ЖИ равен 66-70 мл/кг, для женщин – 50-60 мл/кг. Если ЖИ меньше нормы, то это может свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или избыточном весе тела.

Результаты внести в таблицу. Сравнить показатели ДЖЕЛ и ФЖЕЛ, оценить величину ЖИ, сделать вывод.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 417 ;

Астана- 2014 г.

1.Тема: Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей.

2. Цель:Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов функционирования сердечно-сосудистой системы здорового человека, механизмов их регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы сосудистой системы.

3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие деятельность сердца и сосудов, понимать основные механизмы сердечно-сосудистой деятельности у детей, привить навыки функционального исследования работы сердца и сосудов (исследование сердечно-сосудистых рефлексов, расчет периферического сопротивления, определение МОК).

4. Основные вопросы темы:

Регуляция сердечной деятельности.

Внутрисердечные (интракардиальные) и внесердечные( экстракардиальные) нервные механизмы регуляции сердечной деятельности.

Гуморальная регуляция сердца.

Особенности регуляции у детей.

Регуляция кровообращения. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кровяного давления.

Гуморальная регуляция кровообращения.

Особенности регуляции у детей.

5. Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ, работа с таблицами и атласами (сердечные рефлексы, расчет периферического сопротивления), работа в малых группах и по парам. Обсуждение результатов исследования, оформление протоколов, решение ситуационных задач. Рубежный контроль.

Практическая работа № 1. Рефлексы сердца.

Цель работы: Убедиться в том, что раздражение некоторых рецепторных зон рефлекторно влияет на деятельность сердца через центры симпатического или блуждающего нервов. Это влияние проявляется или в замедлении и ослаблении, или в ускорении и усилении сердечных сокращений.

Читать еще:  Простатой и понравился

Глазо-сердечный рефлекс Данини-Ашнера.

Методика: Работу проводить на человеке. Сосчитать по пульсу число сердечных сокращений в 1 минуту в положении сидя. Затем сосчитать пульс сразу после умеренного надавливания на глазные яблоки пальцами в течение 15-20 секунд, затем быстро отпустить пальцы. Сосчитать пульс через 5 минут после опыта. Зафиксировать характер изменения частоты сердечных сокращений. Опыт можно провести с регистрацией электрокардиограммы.

Рефлексы барорецепторов синокаротидной зоны.

Методика: Работа проводится на человеке. Испытуемый лежит на спине полностью расслабившись. Нащупать пульсацию общей сонной артерии в глубине шеи у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Разветвление сонной артерии и каротидный синус находятся на уровне верхней границы щитовидного хряща. Плотно прижмите артерию к позвонкам на две секунды. Сосчитать частоту пульса до прижатия сонной артерии и сразу же после прижатия. Не сдавливайте одновременно обе сонные артерии. Опыт можно проводить с регистрацией электрокардиограммы.

Рефлекс Геринга — Брейера.

Методика: Афферентные волокна от механорецепторов легких идут по в центры регуляции сердечной деятельности в продолговатом мозгу. Вдох вызывает угнетение блуждающего нерва и ускорение сердечной деятельности. Выдох вызывает раздражение блуждающего нерва и замедление сердечной деятельности.

Записывают ЭКГ во втором отведении или считают частоту пульса при обычном дыхании. Затем делают глубокий вдох и задержку дыхания с регистрацией ЭКГ. Повторную запись ЭКГ производят на высоте максимального выдоха. Оценивают продолжительность интервалов (P-T; Q-T; T-P; R-R) или частоту пульса.

Оформить результаты работы и выводы к каждому выполненному рефлексу.

Практическая работа » Работа сердца»

Практическая работа была подготовлена для интегрированного урока » Законы физики и организм человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
naumova_prakt_rab_serdce.ppt196 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

“ Работа сердца” Подготовила: Наумова Оксана ученица 11 класса Проверила Рязанцева В.А. 2011 год Практическая работа по физике №1

Цели: Определение работы сердца до и после дозированной физической нагрузки. С помощью формул научиться рассчитывать работу сердца. Сравнить полученные результаты.

Оборудование : часы с секундной стрелкой, калькулятор.

Ход работы: 1. Нашли пульс на запястье. Подсчитали число ударов за 15 секунд, умножили полученное число на 4. 2. Сделали 10 приседаний и подсчитали пульс по той же схеме. 3. Используя все необходимые данные, рассчитали работу сердца до и после нагрузки по формуле

Показатели систолического объёма крови (СО). Возраст (лет) СО, мл девочки СО, мл мальчики 13 47 56 14 57 64 15 59 64

Занесли данные в таблицу № опыта ЧСС (ударов/мин) МОК=СО*ЧСС(л/мин) Р=МОК*АД (ДЖ) 1 72 4608 2 90 5760

Вывод. Сравнили полученные результаты: после физических упражнений увеличивается частота сердечных сокращений, повышается минутный объем крови,повышается давление и возрастает работа сердца за одну минуту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector