1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика проблемы

Логика: электронное учебно-наглядное пособие для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России

В связи с применением в познавательной деятельности человека специальных логических средств перед логикой стоят задачи, решение которых определило появление новых специализированных направлений: логики научного познания, логики научного исследования и т.п.

Взаимосвязь специализированных направлений непосредственно с формальной логикой обусловлена интересом последней к способам ее взаимосвязи с развитием научного знания.

Данная взаимосвязь выражается в логическом анализе форм развития научного знания, к которым относят проблему, гипотезу и теорию.

Проблема — это необходимо возникающий в процессе научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес.

Обобщенная типология проблем

Процесс решения проблемы

Проблема как процесс развития знания складывается из следующих этапов:

1.Возникновение предпроблемы, т.е. проблемы неосознанной в ее полном объеме.

2.Формирование проблемы в ее завершенности и целостности.

3.Определение путей и методов разрешения проблемы или установление ее неразрушимости.

Общая характеристика проблемы

1.1. Общая характеристика проблемы

Что же такое политология или политическая наука? Какое место она занимает среди остальных социальных и гуманитарных наук?
К настоящему времени еще нет общепринятого определения политической науки. Исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Например, американский исследователь Д.Истон характеризует политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». По его словам [108, с. 14]: политические ученые интересуются всеми теми действиями и институтами в обществе, более или менее непосредственно связанными со способами, которыми принимаются и осуществляются властные решения, и последствиями, которые они могут вызвать.
Таким образом, Истон называет лишь институты, действия и способы принятия решений.
Однако политическое отнюдь не сводится только к этим элементам.
Также узостью толкования страдает и формулировка, предложенная французской исследовательницей М.Гравитц [54, с. 190]:
Политическая наука изучает то, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и идеи, приводящие в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки переплетены идеи, институты, люди.
Только ли эти последние? Разумеется, нет, и в этом читатель убедится по мере освоения материала данной книги.
Итак, что же понимается под политологией, или политической наукой, какое содержание вкладывается в данное понятие? Чтобы ответить на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо определить круг тем и проблем, в совокупности составляющих предмет изучения данной дисциплины. Для этого нужно выяснить содержание понятий «политическое», «мир политического», «политическая сфера» и т.д. А эта проблема в значительной мере конкретизируется как проблема вычленения границ между миром политического и другими подсистемами человеческого общежития. Невозможно определить политическое, не ответив на вопрос о характере и типе соответствующего общества. Неслучайно этапы формирования политической науки в целом соответствовали этапам осознания людьми политики как самостоятельной сферы человеческой деятельности.
Как правило, каждая из социальных и гуманитарных дисциплин призвана изучать самостоятельную более или менее четко очерченную сферу общественной жизни. Собственную сферу имеет и политическая наука. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Читать еще:  Причины возникновения простатита у молодых мужчин

Характеристика проблемы

Лекция 8. Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми

1. Характеристика проблемы

2. Основные социально-психологические особенности пожилых людей

3. Принципы отношения общества к пожилым людям

4.Социальная реабилитация пожилого человека

Наиболее характерное демографическое явление современного общества – старение населения. Исследователи называют много причин, обусловливающих этот процесс: особенности воспроизводства, миграция, последствия войн, катастроф, социальных конфликтов и др.

А.А. Чернецкая и другие авторы выделяют три уровня анализа старости – маро-, мезо- и микроуровень. Макроуровень характеризуется понятиями «стареющее», «старое» общество, т.е., общество с постоянно возрастающим числом пожилых, старше 65-70 лет, людей. По международным стандартам общество будет считаться старым, если пожилое население превышает 7%. Россия относится к старому обществу (12,5% пожилых людей).

Рассмотрим принципы социальной политики в отношении пожилых людей, изложенные в учебнике «Технология социальной работы», под редакцией А.А. Чернецкой.

1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека с точки зрения социальных функций и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов. Задача социальных работников способствовать развенчиванию сложившихся в обществе стереотипов старения:

а) старость – нарастание физической и духовной немощи;

б) старость – падение уровня жизни, зависимость;

в) старые люди рассматриваются исключительно как объекты социальной помощи и поддержки;

г) старость связывают с такими визуальными характеристиками как морщины, седина и т.п.;

д) старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.

Социальные работники и педагоги должны отталкиваться от признания старости равноценным этапом жизненного пути, имеющим много достоинств и преимуществ.

2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологичсекой политики с социальной. Часто пожилые люди не столько хотели бы быть объектами опеки, сколько самим кого-то опекать. Задача в том, чтобы активизировать личностный потенциал пожилого человека.

Читать еще:  Кора осины при аденоме простаты

3. Принцип дифференцированности социальной политики – оказание помощи, учитывающей конкретные условия жизни, внешнее окружение.

4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожилыми людьми. Часто практические работники склонны все проблемы пожилого человека объяснять возрастными изменениями.

5. Принцип расширения поведенческого выбора. Современные пенсионеры часто стремятся продолжить свою профессиональную карьеру, желая сохранить свой материальный и социальный статус.

6. Принцип социальной защищенности пожилого человека – предлагает достойные условия существования.

7. Принцип регионализации геронтологической политики, учитывающий разнообразие социально-демографических факторов.

|следующая лекция ==>
Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей|Основные социально-психологические особенности пожилых людей

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 420 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общая характеристика проблемы

Духовная ситуация нашего времени

Психоаналитическая антропология.

Немецкая философская антропология.

Человек в зеркале философской антропологии.

Введение. Общая характеристика проблемы.

Общие выводы

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!”.

В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек?” остается по-прежнему актуальным.

В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как “мыслящий тростник”; философы-просветители ХУШ столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо – продукт общественного развития и т. д. Следуя этим путем, философы открывали всё новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее.

Читать еще:  Операция при раке простаты

Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч.Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К.Маркс.

Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам, о чем пойдет речь в нашей лекции.

Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он “создает” самого себя (С.Кьеркегор, К.Маркс, У.Джемс, А.Бергсон,. Тейар де Шарден). Он – творец не только самого себя, но и своей собственной истории.

Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается “разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.

Есть и другие подходы, о них подробнее можно прочитать в работе Э.Фромма и Р.Хирау “Предисловие к антологии ”Природа человека” (см. список литературы в конце лекции).

Прежде чем приступить к изложению конкретных вопросов, сделаем одно терминологическое пояснение. Речь идет о том, что философия человека в специальной литературе именуется философской антропологией (от греч. anthropos – человек и logos — учение). Этот термин используется в данной лекции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×