0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проводится исследование

Как проводить исследование пользователей

Как правильно проводить исследование пользователей? Какие виды исследований существуют и какие инсайты для своего продукта можно найти?

Попробуйте себе только представить, что вы ошибаетесь. А теперь, попробуйте представить, что вы крупно ошибаетесь. Представили? Скажу правду, так бывает.

Для кого вы делаете продукты? Наверное для пользователя? Если так, то давайте покиваем в экран. Но, как бы это парадоксально не звучало, тестировать продукты тоже нужно на нем (на пользователе). Очевидно? Да не всегда. Одна из самых опасных ловушек поджидает каждого из нас прямо за углом. Мы думаем, что знаем, знаем “что им нужно”, вкладываемся силами, временем, ресурсами, а на выходе получаем провальные идеи, гипотезу, продукты. Не надо так делать, давайте проведем исследование.

Зачем проводить исследование

На самом деле для двух основных целей: получить идеи для развития продукта и узнать на сколько они востребованы у пользователя.

Самые ценные данные, это те, что позволяют вам сделать выводы и на их основе качественно что-то изменить в своем продукте. Качественно, в смысле сделать то, что принесет профит пользователю и бизнесу.

Проводить исследование нужно, если вы не хотите провалиться со своим продуктом. Без исследований, вы будете, как тот еж в тумане. Вроде что-то думаю, а что полетит или нет, не знаю.

Два вида исследований

Исследования делятся на два вида: качественные и количественные. Каждый из них отвечает на свои вопросы.

Качественные исследования, позволяют вам вытаскивать “боли” и превращать их в гипотезы. Вы общаетесь с пользователями, интересуетесь ситуациями, в которых они использую ваш продукт, спрашиваете о том, как они это делают и набираете идей.

Количественные исследования, это следующий шаг. Вы набрали идей, а теперь нужно понять скольким людям они важны. Вот эта доработка, связанная с поиском товаров в каталоге, скольким пользователям улучшит жизнь?

Если изобразить процесс на схеме, то получится что-то вроде этого:

Работает так: вы проводите качественное исследование, набираете инсайтов от пользователей, задаетесь вопросом “А что, если этот функционал правда так важен и как это проверить?”. Проводите количественное исследование и понимаете масштаб важности. Только после этого в вашем бэклоге должна появится задача.

Как проводить исследование

Для качественных исследований и поиска идей обычно используют:

Вопросы все открытые (не подразумевают ответы да/нет):

  • Что вам не нравится?
  • Почему?
  • Как вы это делаете?
  • Зачем?

Задача: вытащить “боли” пользователя.

Для количественных исследований чаще всего используют:

– Беспокоит ли вас это?

– Как часто вы сталкиваетесь с этим? (варианты ответов)

– Оцените по 10 бальной шкале на сколько это вас беспокоит?

Задача: максимально у бОльшего кол-ва пользователей спросить “болит” или нет.

Пример: на кошках

Вы делаете мобильное приложение, которое позволяет следить за здоровьем вашего питомца. На кота надевается специальный ошейник, который меряет его пульс и по нему определяет состояние зверя. Все данные передаются в приложение и вы через телефон можете спокойно наблюдать за показателями.

Бизнес: в зависимости от показателя любимца рекомендуется посетить врача или же изменить питание. Реклама кормов и вет.клиник.

Задача: увеличить вовлеченность пользователей приложения.

Если вы ударялись мизинцем о ножку шкафа и хотите знать, когда появятся новые материалы в блоге, то подписывайтесь на мой telegram канал! Так вы узнаете о свежих статьях из блога. Продолжаем читать…

Проводить исследование нужно на реальных пользователях. Вы спрашиваете их о том, как они пользуются приложением, возникают ли у них трудности и что бы они хотели еще добавить в функционал. По итогам, у вас есть несколько гипотез, выбрали одну, связанную с пуш уведомлениями, которые бы получал пользователь, к примеру, когда нужно обратиться в вет.клинику.

Для тестирования вы запустили эксперимент с пушами на часть аудитории приложения (а/б тест) и выяснили, что 70% пользователей активно кликают на пуши и отводят своих питомцев ко врачу. Гипотеза подтвердилась, обновление выпустили на всех, увеличили вовлеченность.

Нюансы

Вот и все казалось бы, инсайты вытащили, превратили в гипотезы, спросили у большого количества пользователей и победа! Хех, если бы так все было просто.

Вот такие они эти пользователи: спросишь их про то, что им важно, стараешься ради них, а они тебе еще и врут.

Нормальные пользователи и требовать от них чего-то большего, нет смысла, всему виной психология. То, что важно сейчас, когда вы спрашиваете, может быть не важно уже завтра. Ваша основная задача, это не только провести количественный опрос, который покажет скольким людям эта фича важна, но и проверить эту фичу на пользователях. Правда ли ей будут пользоваться?

Подобные ситуации встречаются часто потому, что “пощупать” функционал до того как он разработан пользователи не могут. То есть, их представление о “нужности” облачное. Один думает, что это будет работать так, другой по-другому. Разница в воображении у людей добавляет тебе, как проектировщику интерфейсов, “легкую неопределенность”. Ты думаешь, вот так сделаю, ведь понятно будет, а потом, раз, и не понятно.

Плюс, сила контекста. Когда пользователь представляет себе новый функционал, он представляет себе и контекст, в котором будет его использовать. Но сказать наверняка никто не может, как будет вести себя в будущем в конкретной ситуации, поэтому снова мы можем пролететь с ожиданиями. А что же тогда делать?

Как можно раньше давать пользователю “щупать”. Чем раньше он сможет протестировать функционал тем лучше. В данном случае отлично подойдут прототипы, неполные версии того, что пользователь может “потрогать” уже сейчас. Да, не с таким идеальным дизайном, да не так удобно, как хотелось бы, но уже что-то материальное и осязаемое, которое отвечает основной потребности.

Прототипы позволяют вам наблюдать за тем, как реальные пользователи взаимодействуют с функционалом, какие есть блокеры и какие ожидания от интерфейса необходимо оправдать. Они могут быть сделаны из бумаги (low fidelity), а могут состоять из полноценного функционала, вплоть до закрытых версий приложения (тестовые сборки), лендинг пейджев и прочего.

Я писал про прототипы более развернуто тут, можно почитать и выбрать для себя подходящий вариант. Ключевая мысль в том, что вы не пилите функционал, пока он не пройдет реальный тест у пользователей. Тем самым экономите кучу ресурсов и страхуете себя от провала.

Пилюля правды

Хочется добавить, что в исследованиях все очень сильно зависит от самого вопроса и от того, кто его задает. Когда вы напрямую спрашиваете у своего товарища, как ему эта идея, то скорее всего он скажет, что вполне себе неплохая или же смягчит ответ, чтобы вас не обидеть.

В блоге уже выходил материал на тему того, как правильно спрашивать пользователя о продуктовых фичах. Прочитайте его, если еще этого не сделали, прокачайте свой скил вопросов и проводить исследование будет гораздо проще. Вся суть в том, что правда подтверждается действиями и только, наблюдая за действиями пользователей, мы можем проверить гипотезу. А не просто спросив его об этом в лоб.

Еще пример: но с прототипом

Мы провели несколько интервью с пользователями и вытащили, что многие упомянали функцию поиска в нашем каталоге одежды на сайте. Родилась гипотеза: “А правда ли пользователям нужен поиск?”.

Если мы просто проведем опрос на сайте и спросим “Нужен или нет поиск” с двумя вариантами ответов, то получим, что 50% сказали “Да”. Значит надо разрабатывать. Разработаем, выпустим поиск на всю аудиторию, снимем данные и увидим, что по факту пользуются поиском 2%. Вот тебе и потраченный ресурс.

Что делать? Можно запустить интерактивный прототип с поиском и максимально приближенным к реальности дизайном. Прогнать его на реальных пользователях, снять метрики и увидеть, сколько на самом деле людей будут им пользоваться.

Опять же, запустите a/b тест на часть аудитории. Выведите иконку поиска в меню и показыайте ее, к примеру, 2 недели 30% вашей аудитории, а по клику на нее, поставьте обычный попап со строкой ввода. Пользователь введет запрос, нажмет “ввод”, попап обновиться и вы скажите ему, что сейчас разрабатываете поиск и его (пользователя) участие сильно помогает вам сделать качественный поиск.

Инструменты для проверки гипотез:

  • Google Tag Manger.
  • Функционал для a/b тестов.
  • Различные всплывающие окна, попапы.
  • Отдельные посадочные страницы и многое другое.

Больше инструментов для проверки гипотез ищите в том же материале, который рекомендовал ранее.

Старайтесь наблюдать за пользователем в контексте его задач, именно так вы получите реальные данные.

Инсайт

Как правило, все исследования направлены на решения каких-то проблем. Ты программируешь себя, что найдешь какие-то проблемы и придумаешь, как решить их. Конечно, все зависит от целей продукта, но полезно концентрироваться не только на проблемах, чтобы не упустить инсайты. Попробуйте посмотреть в целом на пользователя, его привычки, предпочтение и поведение, понаблюдайте, возможно, что-то вас натолкнет на супер идею.

Проводить исследование мало того что полезно, так еще и очень интересно. Вы общаетесь с пользователями, накидываете идеи, создаете различные прототипы и смотрите, как реальные люди ими пользуются. Вносите корректировки и создаете то, что правда приносит пользу. Нет ничего круче, чем видеть, как твоим продуктом пользуются много людей и им он нравится. Проводите исследования, чтобы делать классные продукты и помните, много исследований не бывает!

Еще один сильный ролик от Nike. Про женщин, которые не бояться выражать свои эмоции.

Как проводить маркетинговые исследования: пошаговый процесс от определения проблемы до презентации результатов

Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:

  1. определение проблемы и постановка цели исследования;
  2. проведение предварительного исследования и формулирование гипотез;
  3. разработка дизайна (плана, схемы) исследования;
  4. анализ вторичной и сбор первичной информации;
  5. интерпретация данных и презентация результатов исследования.

Рассмотрим эти этапы.

1. Определение проблемы и постановка цели

Правильно идентифицированная проблема компании позволяет исследователю сфокусировать усилия именно на той информации, которая необходима для решения проблемы. Четкая постановка вопроса, на который должно ответить маркетинговое исследование, увеличивает скорость и точность исследовательского процесса.

Важно не путать симптомы проблемы с самой проблемой. Симптомы — это сигналы тревоги, сообщающие менеджменту о том, что у него есть проблема. Например, компания столкнулась с тем, что ее реклама не дает ожидаемых результатов. Причиной может быть неправильно определенная целевая группа, ошибка в выборе каналов коммуникации, в оценке конкурентной ситуации.

Аналитик-консультант должен разобрать ситуацию клиента для того, чтобы очертить проблему. Он должен выявить основной вопрос, на который должен ответить менеджмент компании, делая успешный выбор своих решений.

Логической отправной точкой в идентификации проблемы является оценка комплекса маркетинга компании и целевого рынка.Нужно определить текущие решения по маркетинговому комплексу и их адекватность сложившейся среде маркетинговой деятельности компании.

Возможно, эффективность рекламной деятельности упала потому, что на рынок вышел новый агрессивный конкурент. Тогда проблемы рекламы отходят на задний план, а основное внимание следует уделить проблеме эффективности маркетингового комплекса компании.

Определив проблему компании, необходимо сформулировать цель маркетингового исследования. Маркетинговое исследование должно помочь в решении проблемы компании, ответив на ключевой, или главный, вопрос разрешения проблемной ситуации. Цель исследования формулируется так, чтобы его результаты давали ответы на ключевой вопрос проблемной ситуации.

В нашем примере менеджмент компании должен ответить на вопрос: «Что мы должны делать в сложившейся конкурентной ситуации?» Соответственно, целью маркетингового исследования является анализ эффективности маркетингового комплекса компании и разработка рекомендаций его развития. Цель маркетингового исследования определяет масштаб и объем предполагаемых работ и, соответственно, детерминирует стоимость исследования.

2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез

Наряду с разговорами с занятыми в компании, предварительное исследование может включать оценку формальных данных работы компании. Это может быть анализ продаж и прибыли самой компании, а также — конкурирующих продуктов.

Наиболее часто используемыми источниками внутренней информации являются данные о продажах, финансовая отчетность и анализ маркетинговых затрат. Анализ данных о продажах позволяет получить общую картину эффективности компании и найти нить,ведущую к решению проблемы. Анализ продаж готовится на основе счетов компании или компьютерной системы баз данных.

Предполагается сравнение фактических и ожидавшихся продаж по территориям, продуктам, потребителям, торговому персоналу. Может вестись анализ трансакций по методу продаж (личный контакт, телефон, Интернет), объемам продаж, типам потребителей. Анализ продаж — наименее дорогостоящий и наиболее важный источник маркетинговой информации, доступный компании.

Данные финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и др.) могут быть средством для идентификации финансовых вопросов, влияющих на маркетинг. Используя индексы, исследователь может сравнить результаты текущего и предыдущих лет в сравнении с отраслевым уровнем. Этот анализ может указать на возможные проблемы, однако специфические причины вариации показателей выявляются при более детальном исследовании.

Третий основной источник внутренней информации — это анализ маркетинговых затрат. Это затраты на продажи, рекламу, доставку и складирование. Они нужны для оценки прибыльности конкретных покупателей, территорий и продуктных линий.

Наиболее часто компании изучают размещение своих затрат по продуктам, потребителям, территориям. Маркетеры затем оценивают прибыльность конкретных потребителей и районов на основе продуцированных продаж и затрат на генерацию этих продаж.

В результате проведения предварительного исследования могут формулироваться гипотезы — предварительное объяснение событий или ситуации. Так, например, после изучения ситуации компании может быть выдвинута гипотеза — «низкий уровень продаж продуктов компании обусловлен, прежде всего, недостатком интеграции элементов комплекса маркетинга».

Не все маркетинговые исследования проверяют специфические гипотезы. Однако тщательно разработанное исследование может выиграть от разработки гипотез до начала сбора и обработки информации.

3. Разработка плана исследования

4. Сбор данных: вторичная и первичная информация

Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях.

Сбор первичной информации, как правило, дороже и длительнее по времени, однако в результате можно получить более ценную и детальную информацию. Выбор между вторичной и первичной информацией связан с затратами, валидностью и эффективностью этих вариантов. В действительности многие проекты маркетинговых исследований комбинируют вторичную и первичную информацию для получения полного ответа на маркетинговые вопросы.

Решения, принимаемые при планировании сбора первичной информации, показаны в табл. 1.

Таблица 1. Решения о сборе первичной информации

Методы сбора информацииМетоды контактаПлан выборкиИнструменты исследования
ОпросЛичныйЕдиница выборкиАнкета
НаблюдениеТелефонныйРазмер выборкиЭлектронно-механические
ЭкспериментИнтернет / ПочтаПроцедура выборки

Вся группа объектов (людей в данном случае), которые исследователи хотят изучить, называется популяция (population). Так, например, для политической кампании популяцию составляют все избиратели. Для исследования рынка йогуртов — все потребители йогурта.

Поскольку опросить всех потребителей невозможно, выбирается лишь часть всех потребителей, или образец, отражающий свойства всей группы. Этот образец называется выборкой. Выборка ( sample) — это часть исследуемой группы объектов (потребителей), выбранная для маркетингового исследования и представляющая всю группу. Выборка должна отражать целевой рынок, т. е. представлять его характеристики, или быть репрезентативной.

План выборки содержит ответы на три вопроса:

  1. Во-первых, это единица выборки ( sampling unit), т. е. кого нужно опрашивать. Исследователь должен определить, какая информация необходима и кто наиболее вероятно ею располагает. Так, например, если нужно исследовать поведение потребителей сотовых телефонов, стоит вопрос: кого опрашивать — студентов, бизнесменов, школьников, врачей, продавцов или всех их?
  2. Второй вопрос плана выборки — как много людей должно быть опрошено, или размер выборки ( sample size). Большие выборки дают более надежные результаты, чем малые. Однако для надежных результатов совсем необязательно опрашивать большинство людей популяции. Хорошо сформированная выборка, составляющая менее одного процента популяции, часто может дать хорошую надежность.
  3. Третий вопрос плана выборки: как выборка должна формироваться, или процедура выборки ( sampling procedure). Выборка может быть случайной, вероятностной ( probability sample), или неслучайной, невероятностной ( nonprobability sample). Случайная выборка дает каждому члену совокупности, или популяции, известный и одинаковый шанс быть выбранным, и ошибка выборки может быть измерена. Однако если случайная выборка слишком дорого обходится или требует слишком длительного времени, может использоваться неслучайная выборка. Хотя ошибка неслучайной выборки не может быть измерена. Метод выборки зависит от потребностей исследования. Нередко методы комбинируются.
Читать еще:  Когда надо обращаться к врачу

После составления плана выборки принимается решение об инструментах исследования. Основные инструменты — опросный лист и электронно-механические средства. Опросный лист — традиционное средство сбора первичной информации: лично, по телефону или через Интернет. Нужно решить, какие вопросы задавать, в каком порядке их расположить.

Закрытые вопросы (с вариантами выбора) дают ответы, легко табулируемые и интерпретируемые. Открытые вопросы (со свободной формой ответа) более полезны в предварительном, разведывательном исследовании.

Первый вопрос листа должен пробуждать интерес респондента, а последний может быть наиболее трудным. Электронно-механические инструменты — сканеры, счетчики посещений веб-страниц считывают информацию автоматически.

Собранная информация должна быть подготовлена к последующему анализу — ведется поиск ошибок и их устранение. Так, например, анкеты с пропущенными ответами либо признаются недействительными и не используются в дальнейшем, либо дорабатываются с респондентами при повторном контакте, если это возможно.

5. Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования

Статистический анализ позволяет описать состояние ответов (найти средние значения и отклонения ответов от средних величин), проверить истинность гипотез, найти связи между переменными анализа, делать прогнозы.

Интерпретация результатов статистического анализа помогает ответить на главные вопросы исследования. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Заказчик нередко хочет удостовериться, что исследования проведены должным образом, а также может желать получить дополнительные объяснения материалов отчета.

Заказчик может относиться к результатам предвзято и видеть в исследовании то, что он хочет или готов видеть, и не видеть того, что он не хочет или не готов принять. Поэтому отчет и презентация должны быть выполнены безукоризненно и при этом быть понятны заказчику, который, возможно, не настолько глубоко разбирается в статистике, как сам исследователь.

Если заказчик не знает статистической терминологии, необходимо представить результаты и на общепринятом языке. Менеджер-заказчик исследования и исследователь должны работать вместе над интерпретацией результатов и разделять ответственность за процесс исследования и вытекающие из него решения.

Для того чтобы получить именно необходимую информацию, менеджер — заказчик исследования должен:

  1. формулировать проблему компании при подготовке исследования и создать условия для сбора объективной информации внутри компании;
  2. просмотреть постановку проблемы исследователем и пересмотреть ее с исследователем до достижения согласия о том, какая информация должна быть получена и за какое время это нужно сделать;
  3. просматривать ход исследования и промежуточные результаты, а также настаивать на ясной трактовке результатов исследования.

Как самостоятельно провести исследование перед проектированием сайта

Ещё раз о пользе исследования

Без исследования ваши шансы сделать эффективный сайт очень малы, потому что вы будете полагаться только на свой опыт и мнение, а не на реальные данные. Информация, которую мы получаем в результате исследования, помогает понять, как нужно сделать сайт: какие потребности целевой аудитории нужно удовлетворить и каким образом, как его позиционировать, на каком языке сайт должен говорить с аудиторией и так далее.

Для клиента исследование — это гарантия того, что сайт будет сделан именно для целевой аудитории (ЦА), под её потребности, а не просто как разработчик/клиент придумает.

Для разработчика проведение исследования — это повышение качества продукта, удовлетворенности клиента и, конечно, выход на качественно новый уровень.

В идеале, основную часть данных мы должны получить от клиента. Знаю по собственному опыту: чаще всего клиент не может дать вам актуальные маркетинговые данные в нужном объёме, но он может отвечать на ваши вопросы и предоставлять разную полезную информацию.

Так или иначе, инициативу придётся взять в свои руки, в том числе, потому что, какие бы данные клиент не выдал, вам всё равно потребуется информация непосредственно о взаимодействии посетителя с сайтом, которой у клиента точно нет.

Отдельно скажу: исследование, хотя бы минимальное, можно и нужно проводить практически для любого сайта — визитки или интернет-магазина, сервиса или промо-сайта.

И ещё одно важное замечание. Это, безусловно, не бизнес-анализ и не маркетинговое исследование. Наше исследование не ответит на вопросы: Стоит ли делать сайт? Как зарабатывать? Каков объём рынка? Кто целевая аудитория? и т.п. Это всё предмет маркетингового и бизнес-анализа.
Наше исследование даёт качественную информацию: Как сделать сайт по выбранной бизнес-модели? Чего ЦА ожидает от такого сайта, какие задачи планирует решать? Каковы критерии оценки сайта? и т.п.

Методика проведения исследования

Исследование разбивается на три этапа:

  1. Подготовка:
    • Определяем задачи исследования,
    • Составляем план исследования,
    • Определяем методы исследования и план действий под каждый метод.
  2. Собственно, исследование.
  3. Обработка результатов. Выводы.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка к исследованию

Определяем задачи исследования

Основную цель исследования можно сформулировать так: выяснить, какие потребности есть у ЦА, и как удовлетворить их максимально эффективно с помощью сайта.

Задачи варьируются от проекта к проекту, но, как правило, в результате исследования нужно решить следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику среде, в которой будет работать сайт;
  2. Определить целевую аудиторию сайта и её потребности;
  3. Определить, за счёт чего сайт может стать лучше своих конкурентов;
  4. Определить направления развития сайта (если это требуется).

Какие данные мы должны получить

Что мы должны знать о среде

Что мы должны знать о ЦА

Определяем методы исследования

Для самостоятельного исследования я предлагаю вам два метода, наиболее доступных для абсолютного большинства студий и не требующих колоссальных затрат времени и денег:

  1. Анализ документов (источников) — литературы, документов клиента, интернет-сайтов и так далее.
  2. Глубинное интервью с ключевыми лицами — пользователями и экспертами.

Исследование источников позволяет нам получить, прежде всего, количественные данные, которые определяют параметры оценки явлений, текущее состояние среды, в которой будет существовать наш сайт. Количественные данные отвечают на вопросы «Где?», «Когда?», «Кто?», «Сколько?» и так далее.

Основная задача на этом этапе: получить общее представление и подготовиться к качественному исследованию (интервью), определив основных действующих лиц, кого мы будем интервьюировать, что мы будем у них спрашивать и зачем (что мы хотим оценить, какие выводы сделать).

Интервью позволяет получить информацию качественного характера, которая даст нам представление о том, чем будет руководствоваться посетитель сайта — его цели и задачи, критерии оценки, ожидания.

Планируем исследование

Планируем исследование источников

В зависимости от проекта определите, сколько времени вы собираетесь потратить на исследование источников и в какой последовательности вы будете их исследовать.

В среднестатистическом проекте мы тратим на изучение источников не больше одной рабочей недели: изучаем соответствующие тематике сайты, статьи (в интернете или в печатных изданиях) и аналитические исследования. Хорошую аналитику довольно редко публикуют в открытом доступе; если таковой нет, а бюджет проекта позволяет — купите аналитику, например, у РБК или Infocean.

План интервью

План интервью — это уже гораздо интереснее. Начнём с того, что план интервью можно делать только после исследования источников. Для того, чтобы понять, как и какие вопросы задавать респондентам, вам нужно погрузиться в контекст.

Вопросы, которые вы наметите в плане интервью, должны соответствовать ожидаемым результатам (см. «Что мы должны знать о ЦА»). Рекомендую делать план интервью в виде таблички, в которой в каждой строке слева будет информация, которую мы должны получить, а справа набор вопросов (см. пример плана исследования).

Формулируйте вопросы так, чтобы респондент отвечал на них максимально широко и подробно. Для этого вопрос не должен загонять в жёсткие рамки или наводить на определённый ответ. Только в крайних случаях, когда вам нужен чёткий ответ «да» или «нет», включайте в план узконаправленные закрытые вопросы.

Желательно, чтобы вопросы были короткими, насколько это возможно. Так респонденту проще запомнить и интерпретировать вопросы.

Составляя вопросы, имейте в виду, что после первых одного-двух интервью они будут меняться, уточняться, поэтому не надо зацикливаться на «идеальной точности» вопросов для первых респондентов.

Планируйте интервью так, чтобы оно занимало не больше одного часа. Потом респондент начинает уставать, отвлекаться, и его ответы становятся уже не такими содержательными.

Проведение исследования

Исследование источников

Об исследовании источников я говорить слишком подробно не буду. Лучше всего на эту тему почитать профессиональную литературу и статьи в Интернете (начните со статьи «Анализ документов» в Википедии).

Из литературы я бы рекомендовал: «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» М. Л. Власовой, «Методы социологического исследования» В. И. Добренькова и А. И. Кравченко, «Социология» Гидденса, а также журналы «Социологические исследования» и «Телескоп».

Несколько простых советов:

  1. Если есть такая возможность, используйте платную аналитику — она даёт хорошие количественные данные.
  2. Старайтесь использовать информацию только из авторитетных, проверенных источников.
  3. Изучайте качественно разные источники: статистику, качественные исследования, авторские мнения и статьи, обсуждения в форумах.

Про методику проведения интервью я расскажу подробнее.

Как провести хорошее интервью

Мои советы будут опираться на методику проведения глубинного интервью, которую нам преподавали в СПбГУ на Факультете Социологии, и на мой собственный опыт (я провёл в жизни несколько сотен интервью, работая в Gallup Media и НИИКСИ).

Для начала запомните одну вещь: если интервью не получилось, то в этом виноваты вы и только вы, но не респондент.

Кого опрашивать

Вы должны получить минимум две точки зрения — будущих пользователей и экспертов по теме. Например, проводя исследование для бутика ХХХ мы опросили десять девушек и двух экспертов в области продажи модной одежды.

Старайтесь отбирать для интервью людей, лично заинтересованных в подобном сайте, а не просто плюс-минус подходящих. В этом случае их ответы будут полнее и искреннее. Кстати, если позволяет бюджет, за интервью можно даже заплатить и попросить респондента в дальнейшем принять участии в пользовательском тестировании.

Выбирайте разных людей: с разным отношением к предмету интервью, к жизни, с разными характерами, но обязательно в пределах целевой группы.

Где проводить интервью

Старайтесь выбирать места, где нет отвлекающих и раздражающих факторов — громких звуков, большого количества людей, яркого света. Ни в коем случае не допускайте, чтобы вовремя интервью кто-то отвлекал вашего собеседника. Вы должны быть тет-а-тет.

Поэтому шумное кафе и рабочее место в комнате на 20 человек вам не подойдут.

Процесс

Обязательно подготовьте человека к интервью: сообщите ему заранее тему и примерное время, которое вы у него займёте. Неподготовленный или ожидающий чего-то иного человек будет волноваться и затрудняться с ответами на ваши вопросы. Если вы считаете, что на некоторые вопросы респондент без подготовки не ответит — задайте ему их заранее.

Готовьтесь к интервью так, чтобы вопросы отскакивали от зубов и шли последовательно, логично развивая тему. Не задавайте лишних и скучных вопросов. Респондент должен видеть, что ответственно подошли к делу и не собираетесь отнимать у него время зря.

Обязательно записывайте интервью на диктофон, а не пишите ответы во время разговора в компьютер или блокнот. Почему:

  1. Это сокращает время интервью в полтора-два раза.
  2. Вам значительно легче держать нить разговора и заинтересованность респондента, потому что вы не отвлекаетесь на записи.
  3. Вы сможете вовремя задать полезный наводящий или уточняющий вопрос.

Начинайте с простых вопросов и заканчивайте сложными — так респонденту проще втянуться в процесс.

Ни в коем случае не отвечайте за респондента, подсказывайте ему только в крайнем случае. Вообще, ваша основная задача — активно слушать, не мешая респонденту обдумывать свои ответы и произносить их.

Как оценить прошедшее интервью

На мой взгляд, вы хорошо подготовились и провели хорошее интервью, если ответы респондента соответствовали смыслу вопросов, были информативны, а также уточняющих вопросов было не намного больше, чем основных.

Если это не так, то рекомендую доработать вопросы, а также скорректировать своё поведение во время интервью.

Изучение потребителей: как самостоятельно провести исследование

Пошаговый план по проведению самостоятельного исследования от руководителя агентства «MarketQualResearch» Юлии Жилкиной.

Практически любая компания на определенном этапе своего развития сталкивается с необходимостью изучения своей целевой аудитории – будь то получение обратной связи от текущих клиентов или обсуждение новых идей и концепций. Делюсь пошаговым алгоритмом проведение таких исследований: он достаточно краткий, зато даст общее представление об организации процесса.

Шаг №1. Ставим цели и задачи исследования, прописываем гипотезы.

Как ни удивительно это прозвучит, но данный этап имеет принципиально важное значение: от того, насколько полно мы сформулируем цель исследования и стоящие перед ним задачи, зависит, насколько глубокие и корректные выводы мы получим на выходе. И да, их действительно важно зафиксировать в письменном виде и согласовать внутри компании: только так мы можем быть уверены, что все члены команды (как исполнители, так и руководители всех уровней) одинаково понимают их.

Так же рекомендую собрать и внести в тот же файл текущие гипотезы. К ним относятся существующие в рамках компании представления о своих потребителях, которые еще не проверялись в рамках исследований (а значит, требуют проверки), а также любые новые мнения, связанные с целями и задачами исследования. Все это мы обязательно должны будем проверить.

Последнее – подумайте над тем, в каком виде хотели бы получить информацию по итогам исследования и что еще вам необходимо узнать, чтобы четко понимать свои дальнейшие шаги. И снова – фиксируем письменно, согласовываем со всеми.

Шаг №2. Определение целевой аудитории.

Подумайте над тем, кого конкретно необходимо опрашивать, или, выражаясь привычным маркетинговым термином – кто будет вашей целевой аудиторией для данного исследования. Прописываем все важные критерии: это могут быть пол, возраст, частота потребления, уровень дохода, наличие/ отсутствие детей, семейный статус и пр.

Сразу оговорюсь (ибо это часто вызывает путаницу) – речь идет НЕ о тех, кто «в принципе может приобрести» ваш продукт, а о тех, кто преимущественно покупает/ делает больше всего покупок, как вашего продукта, так и конкурентов. И обязательно исключите из числа респондентов всех тех, кто работает в близких к вашему продукту сферах, маркетологов, психологов и журналистов – они всегда тяготеют к обобщениям и рассуждениям «обо всех потребителях» сразу, а их личный опыт и мнения будут существенно отличаться от опыта и мнений рядовых потребителей в силу профессиональной деформации.

Шаг №3. Формат исследования и география.

Про выбор формата можно говорить долго, но если у вас нет большого опыта в исследованиях (а судя по тому, что вы это читаете, его нет), то выбор стоит сделать однозначно в пользу глубинных интервью. Да, они отнимут чуть больше времени (в сравнении с фокус-группами), но зато и проводить их гораздо проще.

Минимальное количество интервью в рамках одного исследования – 10. Однако их количество стоит увеличить при проведении исследования в нескольких регионах или наличии интересных для вас сегментов в рамках своей ЦА.

Читать еще:  Когда нужно идти к врачу

В отношении географии советую выбрать ключевой для Вас регион (регионы). Если же их много – выберите наиболее показательные/ интересные – но точно не более 2-3-х.

Шаг №4. Подготовка вопросов.

Методике подготовки гайда (опросника) и корректному формулированию вопросов можно посвятить, как минимум, отдельную статью (а по-хорошему – книгу), так что перечислю лишь ключевые моменты:

— Подготовленный список вопросов должен быть достаточно полным, чтобы давать ответы на все поставленные цели, задачи и гипотезы.

— Обязательно прописываем все возможные вопросы, вплоть до самых мелких и точечных – иначе во время интервью точно забудете что-то спросить.

— Ранжируем вопросы от более общих к частным и заранее располагаем в логичном для интервью порядке – так будет удобнее и быстрее ориентироваться в них.

Шаг №5. Дополнительные неочевидные моменты.

В процессе подготовки к проведению интервью так же стоит учесть следующие моменты:

— Наличие отдельной переговорной для проведения интервью – чтобы ничто не отвлекало ни вас, ни респондента. Хорошо, если во время интервью кроме респондента в этой переговорной будет не более 2-х человек опрашивающих.

— Диктофон и обязательная аудиозапись интервью – поможет вспомнить все детали, вплоть до самых мелких, а также проверить свои общие впечатления по окончании опроса.

— Вознаграждение для респондентов. Даже если респонденты суперлояльны к компании и готовы совершенно безвозмездно помочь, денежное вознаграждение или приятный подарок всегда будут приятным бонусом и дополнительной мотивацией дойти и «не слиться».

Шаг №6. Проведение опроса.

Корректное проведение интервью не такой простой процесс, как кажется – но на первый раз стоит запомнить и сфокусироваться хотя бы на следующих основополагающих принципах:

— Помнить о целях, задачах и вопросах, на которые мы должны получить ответы – это поможет получить более целевую информацию.

— Отслеживать, отвечает ли респондент на поставленный вопрос – в случае необходимости, переформулировать его и задать снова.

— «Докапываться» до сути того, о чем говорят люди. Например, не останавливаться на вариантах ответа в духе «качество хорошее» — а выяснять, что же это «качество» означает в данном конкретном случае.

— Избегать наводящих вопросов. Например, «Как подходите к выбору …?» вместо вопроса «Важно ли Вам качество при выборе …?», априори предполагающего ответ «да».

Шаг №7. Анализ информации.

Прежде чем анализировать собранную информацию (и даже раньше этого этапа) советую расшифровать полученные записи и перевести их в текст – поверьте, с тестом на порядок проще и быстрее работается, оно точно стоит того. Только не занимайтесь этим сами – фрилансеры вам в помощь за символические 500 руб. за час записи.

Если же такой возможности нет, придется делать подробные описательные отчеты по каждому проведенному интервью. Мой лайфхак тут – привлечь дополнительного сотрудника, который будет фиксировать получаемую информацию непосредственно во время проведения интервью (да, расшифровать можно и после, но это сильно усложняет и затягивает процесс, потому как занятие это сильно нудное и монотонное).

По подготовке самого отчета дам, пожалуй, один ключевой совет – собрать в него всю полученную информацию, включая дополнительные интересные инсайты, с которыми не планируете работать в настоящий момент. Практически со 100%-ной вероятностью вы-таки решите вернуться к ним позже, а в этом случае всегда удобно иметь их в собранном на 1-2 слайдах виде.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

«обязательно исключите из числа респондентов всех тех, кто работает в близких к вашему продукту сферах, маркетологов, психологов и журналистов – они всегда тяготеют к обобщениям и рассуждениям «обо всех потребителях» сразу» — имхо, автор тяготеет к обобщениям.

А по теме: чтобы научиться проводить исследования, нужно прочитать книжку Фицпатрика «Спроси маму». Потому что если задавать правильные вопросы, то можно исследовать даже «обобщающих» журналистов, маркетологов и авторов статей.

Книжек по проведению исследований — масса, главное понимать, зачем их читать и как применять на практике прочитанное.
Любовь, еще одну полезную книжку могу порекомендовать:
Синди Альварес «Метод Lean Customer Development, или как создать продукт, который купят» 🙂

Любовь, исключения из исследования маркетологов, журналистов, психологов и тех, кто работает в той же сфере — это стандартное правило для маркетинговых исследований. И поверьте на слово, опрашивать таких респондентов может только модератор с очень качественной подготовкой — и то будет перекос в результатах.
Вы думаете, это правило случайно родилось?=)

Книга Фитцпатрика очень хороша, и я ее активно рекомендую всем! Вот только общаться с такой категорией респондентов она не учит. По той же самой причине. И, к сожалению, у этой книги есть один недостаток — он заключается в том, что она книга. А потому ее читают . и потом ничего по ней не делают=) Поэтому уповать на нее только не стоит)

Юль, вы в своих статья пишете про какой-то «канонический» маркетинг и исследования — и все верно пишете, все так и было. 10 лет назад. И сейчас сохранилось — в некоторых консервативных отраслях, в крупном бизнесе (но далеко не во всем крупном бизнесе). А с современными, высокотехнологичным бизнесом эти подходы и правила проведения исследований уже плохосовместимы.

Евгений, Вы маркетолог?) Думаю, нет, а я да. Так что можете думать так, как Вам хочется)

С такими ответами с вами резко перестает хотеться общаться или иметь дело.

Вы можете не общаться — я не настаиваю на этом=)
Но со всеми теми, кто имеет своей целью потроллить, а не разобраться, я уже перестала что-то обсуждать: высказывает человек такое мнение — и пусть себе высказывает. В конце концов, это даже не моя ЦА. Если уж на то пошло.

Да. Глубоко законспирированный маркетолог)

Пишет как может, так-то сейчас чьи-нибудь «Основы маркетинга», переписанные с американских примеров 60-х или 70-х, можно читать конечно только как юмористическую литературу. Хотя бы потому, что с тех пор 99% усилий ушло только и в исключительно в маркетинг, а производство давно в ЮВА.
В-целом, вспоминается: »
— Для чего нужно высшее образование?
— Для того чтобы используя последние достижения менеджмента и маркетинга, с утра до вечера втюхивать китайский ширпотреб .. зарабатывать деньги . и покупать другой китайский ширпотреб»

Ну да, и вдвойне обидно было попасть в категорию «ну вы ж не маркетолог»)) учитывая что у нас с автором дюжина общих знакомых в около-маркетинговых кругах

Странная перекошеная логика, и снова обобщение.
«Не стоит уповать на книгу, потому что вы её прочитаете и ничего не будете по ней делать» — говорят, где-то существуют люди, которые внедряют советы из некоторых книг на практике.

То, что не опрашивать маркетологов — стандартное правило для маркетинговых исследований действительно не знала. А почему оно стандартное, по каким источникам? И как тогда быть, если твоя ЦА — маркетологи?

Я вот опрашивала и получила хорошие результаты, считаю так получилось из-за правильных вопросов.

Любовь, я просто вижу на практике. Сталкивалась с этим во ФРИИ и при работе с одним из клиентов: люди читают книгу и делают по ней. ничего. Суровая правда жизни. А книга между тем классная и очень полезная.
Разумеется, если ЦА — это маркетологи, то их и опрашивать. Я тоже опрашивала маркетологов, когда именно они являлись целевой аудиторией.
Но Вы же понимаете, что для 99% продуктов ЦА вовсе не маркетологи — а значит, их стоит избегать. Потому что они начинают давать общие советы вместо того, чтобы рассказывать о себе. Потому что их опыт априори будет другим — они на все смотрят совсем по-другому, так как сами в маркетинге. Аналогично с теми, кто работает в той же сфере.

Проблема в том, что можно опрашивать и маркетологов — и будет казаться, что результаты хорошие. Но на самом деле информация будет нерелевантна для рынка в целом, потому что потребители в большинстве своем не маркетологи — а значит, мыслят и рассуждают совсем иначе.
Честно говоря, даже источник этого «правила» не назову. Это то, что любое агентство делает априори — отсекает маркетологов, психологов и тех, кто работает в той же сфере, что и продукт.

Юлия, давайте тоже самое, но с примерами. А то тут рассуждения одни.

Арсений, давайте комментарии, но без приказного тона уже?=) Ну, приятнее же так общаться, да и я не Ваш личный ассистент.
Если хотите подробно с примерами, ответами на вопросы и прочим — welcome на платную консультацию. Иначе, ей богу, получится статья в формате книги =) Просили инструкцию — дала конкретную инструкцию. Четкую притом.
Да, книгу и курс по Customer Development для тех, кто будет проводить сам, я планирую, но не бесплатно все-таки.

Блин, а зачем написали тогда?
Человек логичный вопрос задал, если смотреть не на формулировку, а на суть вопроса.

Вот сейчас у вас в запасе есть ачивка «написала статью для VC», а читатель пользу не получил, потому что одни рассуждения. Пока 1:0 в вашу пользу, читатель проигрывает. Я сюда прихожу полезную информацию узнавать или проигрывать?

Любовь, Вы меня, конечно, простите, но я тут не обслуживающий персонал — поэтому если у Вас есть какой-то вопрос/ тема, которую Вам или Арсению было бы полезно получить от меня в виде статьи, надо напрячься и написать как-то вежливо. Да, вот так вот. А не в духе «Че это ты тут понаписала?! Мне кейсов не хватает!».
Комментарий сейчас в большей степени к Арсению, чем к Вам, конечно.
В статье дан конкретный план по исследованию — Вам же нужны кейсы=) Что они Вам дадут?

А если твои клиенты — маркетологи?)

Когда клиенты маркетологи — это единственное исключение=))

И в чем проблема?

Маркетологов брать нельзя, ибо они оьощают и мы не получим точную картинку. Или с исследованием мнения маркетологов это не работает?

а, не заметил это в статье. Да, это дичь какая-то; конечно маркетологов можно опрашивать

Евгений, любой маркетолог будет давать Вам советы по маркетингу вместо того, чтобы рассказывать о себе, как о потребителе. И да, его потребительский опыт будет в корне отличаться от опыта обычного потребителя — именно в силу своей специальности он все оценивает под углом маркетинга.

«Маркетолог» это такая же обширная категория, включающая в себя десятки профессий и сотни специализаций, как и абстрактный «IT-специалист». Причём многие из около-маркетинговых специалистов занимаются и развитием бизнеса, и продажами, и разработкой продукта — и наоборот, люди из смежных профессий разбираются в маркетинге и занимаются маркетингом. Мир поменялся, границы между профессиями стёрты. Нельзя просто взять и вычеркнуть целиком всю категорию «маркетолог», да ее и определить чётко не получится — это неприемлемое обобщение слишком большого количества специальностей. Это как про it-специалиста говорить «он не способен воспринимать искусство, он мыслит алгоритмически, он же айтишник»

«Маркетологов» и всех остальных «экспертов» компании заказчика имеет смысл опрашивать отдельной группой. И то для галочки )) потом сравнить результаты с потребительскими, перекреститься и больше этого никогда не делать)). Говорят есть исключения. Мне не попадались. )

Дима, спасибо за поддержку!=))
А то, как это обычно бывает, те, кто согласен и поддерживает, не очень пишут — типа «Ну, все ж и так норм, я согласен»:-DDD

Все так очевидно, маркетолог это правда профессия?

Методы исследования в научной работе

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Читать еще:  Диагностика лечение и профилактика болезней шеи

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Книги по остальным астрологическим темам, не вошедшие в другие разделы

Как проводить исследования

Книга
Название: Как проводить исследования
Автор: Ли Леман
Формат: mht — формат открывать в Internet Explorer
Размер файла: 633 Кб

Отрывок из книги:
Автор этой работы поставила перед собой следующие задачи: ввести в практику жизнеспособные концепции проведения и интерпретации астрологических исследований, проиллюстрировать некоторые особенности теории вероятности и её применения к количественным исследованиям и обсудить принципы планирования эксперимента.
Эта статья задумана как пособие для астрологов-исследователей. По существу, это введение в использование научного метода в астрологии с объяснением некоторых особенностей, возникающих при использовании этого метода, и изложением некоторых соображений относительно тех случаев, когда метод не применим.
Лучшей стартовой точкой является определение: исследование — это изучение ясно обозначенной проблемы, с использованием определенной методологии и чёткой системы доказательств и опровержений. Исследования бывают по меньшей мере трёх типов: описательные, исторические и количественные. Именно к количественным исследованиям более всего применим научный метод.
Для начала определим, что понимается под научным методом. Чтобы сделать это, необходимо вернуться к Фрэнсису Бэкону и Блезу Паскалю. Во времена периода, названного впоследствии Просвещением, принципы, провозглашённые ими, были канонизированы. Итак, главные признаки научного процесса таковы:
(1) учёный — это беспристрастный наблюдатель;
(2) учёный создаёт новые данные в процессе изучения, выделяя некоторые особенности, представляющие интерес в свете поставленной перед ним задачи, в качестве “единственных изменяемых переменных”;
(3) любой эксперимент, который вы считаете значимым, должен допускать повторение другими исследователями;
(4) выводы получаются путем обобщения частных результатов для частных случаев на все случаи подобного вида.
В большинстве научных исследований сначала выдвигается гипотеза, достаточно детализированная для того, чтобы можно было предложить модель для её проверки. Планируется эксперимент и в ходе его проведения собираются данные. Потом эти данные анализируются, и этот анализ показывает, можно ли считать выдвинутую гипотезу значимой. Иногда в ходе анализа рождаются совершенно неожиданные для исследователя результаты.
Место научных методов в астрологии — всё ещё предмет споров. Этому есть несколько причин. Во-первых, у большинства астрологов-практиков нет хорошей научной подготовки. Как у всех людей со стандартным уровнем образования, их отношение к научным методам, в целом, основано на их представлении о месте науки в обществе.
Вторая причина заключается в том, что часть астрологов считает результаты статистических работ, выполненные до сих пор, существенно расходящимися с потребностями практической астрологии. Эти астрологи утверждают, что сектора Гоклена подходят им хуже, чем обычные астрологические дома. Получается, что в глобальном контексте результаты Гоклена в определенной мере “доказывают” или подтверждают астрологию, но их практическая пригодность довольно ограничена.
Третья причина касается недуга, поразившего западную мысль и философию в XX столетии — это беспокойство о науке и о её месте в общей картине мира.
В связи с последними открытиями в квантовой и релятивистской физике, все больше ученых стало сомневаться, что Вселенная в своей основе объективна. Одновременно с ростом академических областей истории и философии науки, всё в большей степени становятся спорными некоторые методы и процессы науки, в результате чего наука выглядит находящейся так же далеко от своих пределов, как и в конце девятнадцатого века. Так что трудно предполагать, что из её недр придут ответы на все интересующие нас вопросы.
В то время, как вокруг роли науки в нашем знании не утихает борьба, всё-таки имеется ряд её ценных применений. Так, идея использования научных (что в большинстве случаев означает статистических) методов — это способ, который может дать ряд интересных результатов.
ШАГ 1: ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Одна из самых больших ошибок, допускаемых при реализации исследовательских проектов, состоит в том, что намереваясь что-то изучать (скажем, музыкальный талант), исследователи стараются собрать как можно больше данных, а потом не знают, что с ними делать! Самый важный вопрос, который необходимо решить в самом начале — это вопрос о выборе модели и типе проводимых исследований. Эта пред-экспериментальная стадия технически называется планированием эксперимента. При правильно спланированном эксперименте у вас может быть очень мощный импульс для получения положительных результатов. (Хотя я не выражаю сомнения в том, что вы хотели бы получить положительный результат в ходе эксперимента.) Если вы не спланируете эксперимент должным образом, чрезвычайно велики шансы того, что вы или не получите результатов, или эти результаты будут ошибочными. Это, в свою очередь, означает, что вам придётся повторить процесс сбора данных, а ведь именно стадия сбора данных наиболее трудоемка. Следствием этого может быть то, что вас могут обвинить в подгонке данных, т.е. модификации эксперимента для получения результатов, согласующихся с вашей теорией.
Первый шаг астрологического или любого другого исследования — это постановка вопроса. Причём вопрос должен быть сформулирован в такой форме, чтобы на него можно было ответить достаточно однозначно. Например, вопрос: “Есть ли разница между людьми с музыкальными талантами и людьми без таких талантов с астрологической точки зрения?” — слишком общий. Корректнее было бы сформулировать вопрос, например, так: “Есть ли различия в суточном положении Венеры у людей с музыкальными способностями и без оных?” На этот вопрос уже можно вполне однозначно ответить экспериментальным путем.
Сначала, если у вас вообще нет идей об астрологической динамике музыкальных способностей (в нашем примере), то можно рекомендовать произвести так называемое поисковое исследование. В поисковое исследование можно включить небольшую группу людей (скажем, человек пятьдесят) с музыкальными способностями, а потом проверить эту группу любыми методами, которые вам понравятся: суточные распределения, средние точки, астероиды, уранианские планеты, гелиоцентрика, гармоники и т.д. Вы можете выбрать один или несколько факторов, которые покажутся вам интересными. После того, как у вас появятся некоторые идеи о роли этих возможных факторов, вы можете уже набрать большую группу, учитывая во время сбора данных всё, что сможет повлиять на ваши результаты впоследствии на стадии анализа данных. Какого рода могут быть эти факторы? Если вы изучаете средние точки, то вам необходимо будет более тщательно учитывать моменты рождения для средних точек типа Асц/МС, чем для точки Марс/Плутон.
Таким образом, первый шаг в астрологическом исследовании — это построение модели, которая, по вашему мнению, может описывать реальность. Есть два вида моделей: физическая и символическая. Физические модели бывают двух типов: портретные модели — это картины реальности (как фотографии или ксерокопии), которые внешне выглядят как то, что изучается вами, и аналоговые модели, которые выглядят иначе, но работают так же, как изучаемые. Пример аналоговой модели — аэродинамическая труба. Отметим, что аналоговые модели не обязательно должны иметь все компоненты рассматриваемого объекта (в аэродинамической трубе нет птиц и осадков!). От них требуется только, чтобы они описывали изучаемый процесс.
Помимо физических моделей существуют также и символические, которые подразделяются на два типа: описательные и математические. Описательная модель — это словесное описание исторического развития системы. Математическая модель характеризует систему в виде уравнений, рядов или других математических объектов. Выражение “средняя точка Меркурия и Марса равна Сатурну” можно рассматривать, или как словесное или как математическое утверждение, поскольку в астрологии мы можем перевести большинство утверждений в систему 360-градусных координат. В этом случае среднюю точку нужно будет просто выразить в виде оператора в нашей системе, подобно тому, как сложение является оператором в арифметике.
После того, как вопрос поставлен и модель сформирована, планирование завершается и начинается сбор данных. Сначала следует определить критерии для сбора данных, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, если необходимо, а также определить способы проведения “измерений” в рамках вашей модели и выбрать статистические критерии, которые будут использоваться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector