2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение и характеристика причины

Афазия: определение понятия, характеристика, причины возникновения.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия (греч.слово aphasia – утрата речи) – расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, мягкое нёбо, губы, гортань).

Термин «афазия» ввел франц.ученый Труссо в 19в., когда выявил механизм этого заболевания.

В зависимости от зоны поражения в полушариях головного мозга развиваются различные формы афазии. Различают моторную, сенсорную, семантическую, амнестическую и тотальную афазию (упрощенная классификация).

Моторная афазия –затруднение или невозможность произносить слова при сохранении способности произношения отдельных звуков, слогов и понимания речи. При этом ребенок иногда может сложить из азбуки свое имя, какие-то слова, составить цифровой ряд. Довольно быстро ребенок начинает понимать, что он не такой, как все, появляется неуверенность в себе, замкнутость и, как следствие, может наступить состояние депрессии, что плохо сказывается на развитии его личности. Поэтому взрослые должны быть максимально внимательны с такими детьми.

Афазия сенсорная – нарушение понимания речи при нормальном физическом слухе (фонематическая слухота) и сохранении способности говорить. Иногда ребенок понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные. Сенсорные афазики часто бывают болтливы, но вследствие утраты контроля над речью последняя становится бессмысленной, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов. У афазиков часто распадаются навыки письма и чтения, теряется способность узнавать ранее знакомые слова, даже узнавая знакомые буквы, не понимают смысла сложенных из низ слов.

Семантическая (смысловая) афазия – нарушения понимания смысла фраз, но при этом сохраняется способность говорить. Дети могут показать карандаш, ключ, но не могут показать карандашом ключ и наоборот.

Амнестическая афазия заключается в том, что ребенок забывает название предметов. Вместо того, чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают из качества и значение: «то, чем едят», «то, чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы ребенок вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забудет.

Афазия тотальная – это утрата способности и говорить и понимать речь. Чтение и письмо невозможны.

Афазия проявляется в разных формах, в основе которых лежат разные факторы, имеющие сложное иерархическое строение и разную локализацию в коре мозга.

Афазия включает 4 составляющие:

1. Нарушение собственно речи и вербального общения.

2. Нарушение других психических процессов.

3. Изменение личности.

4. Личностная реакция на дефект.

Причины возникновения афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

У ребенка – после менингита или травмы.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 241 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ментальная модель: понятие, определение, характеристика, причины и следствие восприятия мира

Вы никогда не задумывались над тем, что мозг можно научить маслить по-иному, по-новому? Необходимо просто расширить набор ментальных моделей. Они естественны и присущи каждому человеку, даже независимо от того, знает ли он об их наличии. Они образуют разностороннюю систему – мировоззрение. Разберемся в этом и многом другом в нашей статье.

Что такое ментальность?

Это форма мышления и образ восприятия мира, характерный как для индивида, так и конкретной социальной группы людей. Ментальный человек – это характеристика личности, которая включает сознательное и бессознательное. Понятие определяется составом ума, уровнем интеллекта либо набором психологических и социальных установок, вариантами анализа и восприятия информации, полученной в ходе мышления и процессе ощущений. Теперь дадим определение следующему термину.

Ментальные модели

Сначала разберемся в системном мышлении. Это взгляд на проблему, при решении которой учитываются оказывающие влияние обстоятельства: круг общения, цели далекие и близкие, прошлое и будущее. В линейном мышлении рассматривается только одна причинная линия. Здесь же наблюдается навык смотреть на ситуацию масштабнее, шире и дальше. То есть, если задача не решается «в лоб», найти выход можно при помощи грамотной подготовки, может понадобиться «зайти со всех сторон».

Теперь понимая, что такое системное мышление, его можно использовать для анализа основных стимулов, которые будут направлять наш мыслительный образ и методику к решению задач. Качество результата будет определяться процессом, используемым для их принятия. Попробуем исследовать наше мышление на предмет имеющихся в нем предрассудков и заблуждений.

Мы будем использовать системное мышление:

  1. Непосредственно для решения проблем. И первоочередно для одоления мыслительного процесса, который порождает их.
  2. Для обнаружения и преодоление ярлыков шаблонного мышления.
  3. Чтобы показать, насколько наше мышление неотделимо от появляющихся проблем. Которые непросто возникают ниоткуда. Они являются порождением событий и того, что мы о них думаем. Мы – это главное звено своих неудач. Оставаясь на том же уровне мышления, который их порождает, мы их не решим.
  4. Понять и лучше разобраться в убеждениях и способах действия можно, используя системное мышление, применяя его принципы к непосредственному процессу мышления, так как наши убеждения также складываются в систему.

Любую работу направляют глубоко засевшие в подсознании идеи, стратегии, иными словами, ментальные модели. «Ментальные» – потому что кроются в нашем уме, направляя действия. А «модели» – так как мы выстраиваем и создаем их на основе полученного опыта. Их можно обозвать общими идеями, формирующими наши мысли и действия, и представления об ожидаемых итогах.

Рассмотрим одну из них

Приведем пример ментальной модели. Итак:

  • Все подобные гипотезы упрощают действительность.
  • Нам неизвестно точное число избирателей, но знаем, что оно огромное.
  • Неведомо, какие характеристики кандидата послужат положительными аспектами для голосования в его пользу для одних, и отрицательными для других.
  • Но будем основываться на том, что персоны малопопулярных кандидатов не выдвинуться на голосование.

Суть познавательной функции человека и заключается в создании ментальных моделей мира. Это значит, когда индивид что-то познает, он автоматически строит модель изучаемого объекта. К примеру:

  • Исследуя территорию, составляет карту местности, то есть формирует географическую модель.
  • Изучая законы физики, строит математические модели этих законов и так далее.

При формировании моделей человек собирает всю возможную информацию, основываясь на своих органах чувств, а потом старается представить ее в понятной сжатой форме. Модели помогают в принятии решения, к примеру, географическая карта создается для того, чтобы проложить нужный маршрут, экономические законы позволяют управлять производственным процессом или продажей продукции.

Ментальные модели дают общую картину мира. А мы, в свою очередь, должны улучшать ее качество. Самосовершенствоваться, а именно читать книги, изучать новые дисциплины, перенимать опыт успешных людей.

Они есть у каждого человека

Только индивид может их не осознавать. Мы воспринимаем все окружающее через них, живем в них. То есть это видно по тому, как мы говорим о собственных убеждениях, которых придерживаемся, отбрасываем или защищаем, принимаем, что они есть у нас. Утратив веру во что-то, как правило, навсегда, необходимо заполнить образовавшуюся пустоту внутри. И тут наши ментальные модели способны меняться и развиваться с новым опытом, а попадая в неизвестную социальную сферу, к примеру, вынуждены совершенствоваться. Это немного усложняет процесс мышления. Поэтому значение ментальная модель имеет огромное. Важно серьезно относиться к процессам, которые отвечают за их формирование.

Читать еще:  Основные признаки сколиотической осанки у детей и комплексное лечение

Направляют все наши действия

Ментальные модели являются стабильным якорем, на который можно рассчитывать. Нам необходима обратная сила, которая бы их подтверждала и подпитывала. И порой ее хочется найти так сильно, что люди рады и несчастью, дабы утвердиться, что были правы в своем предупреждении.

Таким образом, ментальные модели наполняют смыслом события, посредством которых мы разъясняем наш опыт. Глубоко обосновавшиеся в подсознании модели в каком-то смысле организуют мировоззрение. Мы пользуемся ими для проведения различий и выбора, чтобы определиться, что для нас важно, а что не имеет значения. Можем принимать представления за реальность.

Как это происходит? Наши глаза видят мир и фиксируют картинки не так объективно, как фотоаппарат. Они работают в тандеме с мозгом, который истолковывает видимый мир при помощи иного метода. Поэтому то, что мы лицезреем, является частичной реальностью и порождением нашего способа видеть. То же наблюдается и на примере ментальных моделей, они идентичным образом формируют то, что мы видим, слышим и ощущаем. Они присущи всем и не являются неизменными.

Таким образом, ментальные модели – это идеи, основанные на полученном в прошлом, опыте, стратегии, приемы восприятия, существующие в сознании человека и направляющие его на совершение действий.

Рассмотрим способы формирования

Они развиваются и сохраняются при помощи следующих базовых средств:

  • Вычеркивание. Представляет собой фильтр информации на основании интересов, эмоционального состояния, озадаченности и чуткости.
  • Конструирование. Умение видеть, чего нет, способность в обстоятельстве неопределенности обнаруживать похожие на правду истолкования, принимая их за действительность.
  • Искажение. Преобразование прожитого в реальности с преуменьшением одних элементов и преувеличением иных.
  • Обобщение. Формирование ментальных моделей, основанных на единичном опыте, который мы воспринимаем, как характерный феномен.

Вся поступающая в головной мозг информация сначала проходит фильтр. То есть, она сравнивается с устоявшимся мировоззрением и, если противоречит сложившимся стереотипам, отсеивается, и принимается в случае подтверждения. Далее, происходит искажение полученных данных. Мы привязываем их к уже собранным ранее фактам. Чтобы сложилась общая картинка, часть недостающей информации додумывается и запоминается, как достоверная. Потом вся информация обобщается и формируется новая ментальная модель. Она остается в нашем сознании навсегда, но может корректироваться.

Как это работает на практике?

Приведем пример формирования негативной ментальной модели. Допустим, Наталья Андреевна пообещала сделать презентацию к уроку. Но не выполнила обещание.

Этапы формирования новой модели:

  • Просеивание: мы оцениваем событие и сравниваем с ожиданиями: «Так и знала, что на нее нельзя положиться».
  • Искажение: истолковываем ситуацию в свою пользу: «Моей вины здесь нет, это Наталья Андреевна виновата».
  • Фантазирование: придумываем, то, чего в действительности не было. К примеру: «Если бы я попросила ее подготовиться к открытому уроку, она бы также не выполнила поручение».
  • Обобщение: единичный случай мы истолковываем как характерный: «На нее ни в чем нельзя положиться».

Виды ментальных моделей

Существует два вида моделей:

  • Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
  • Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.

Все ментальные модели создают сложную систему – наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.

О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:

  • Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
  • Винить в проблемах себя и других.
  • Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
  • Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
  • Постоянное использование фраз: «не должен», «должен», «недопустимо» и прочие.
  • Систематическое употребление обобщающих понятий: «все», «никто», «никогда» и другие.
  • Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
  • Отсутствие любопытности.
  • Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.

А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют «поддерживающими». Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.

Поговорим о психологических отклонениях

Аутизм, задержка психического развития, гиперактивность и другие заболевания говорят о ментальных нарушениях. И здесь очень важно не заметить предпосылки недуга, а признать, что они есть и ребенок нуждается в профессиональной помощи. Необходимо наблюдать за развитием малыша с самого рождения. Должен насторожить беспричинный плач и чрезмерный гипертонус или гипотонус мышц, плохой сон и др. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.

Ментальные нарушения являются причиной плохой адаптации в социуме. Такие дети страдают низким уровнем интеллекта, пассивностью во всех сферах деятельности. Они имеют особенности, которые выражаются в плохом развитии моторных и речевых функций, снижении познавательного процесса и так далее. Степень их проявления будет варьироваться от легких до глубоких форм. Основные нарушения у детей с ментальными нарушениями:

  • Коммуникативные. Нет полноценного взаимодействия с окружающими, в частности, родителями.
  • Двигательные.
  • Сенсорные. Неразвито восприятие.

Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Этому способствуют многие факторы: экология, наследственность, стрессы и др. А шизофрении отводится ведущая роль среди психических заболеваний.

Перейдем к следующему вопросу

Поговорим об общих ментальных моделях. Они формируют границы для одинакового восприятия действительности участниками взаимоотношений и служат основополагающим фактором любой совместной работы. Для них характерны следующие компоненты: общие знания, ценности, ожидания, значения, убеждения. Общие ментальные модели являются основой любого взаимодействия.

Факторы, влияющие на их образование

  • Биологический. Это расовые внешние особенности человека – цвет кожи и волос, разрез глаз, рост и так далее. Также имеет значение генетический фон.
  • Социальный фактор. Менталитет, уровень культуры социума.
  • Индивидуальный. Не совпадает с ментальной моделью общества. Складывается исключительно на уровне одного человека.

Итак, мы разобрались с ментальными моделями человека, узнали, как они формируются и что собой представляют, какое значение имеют в жизни. Они являются неотъемлемой ее частью, помогают упростить ее. Есть еще одно понятие «ментальный возраст». Означает определяемый специальными тестами уровень интеллектуального развития индивида.

И напоследок, узнаем, как принимать решения при помощи моделей

Когда встает проблема, мы делаем выводы исходя из своего опыта и убеждений. А чтобы добиться цели, ситуацию необходимо рассматривать с разных сторон, а для этого потребуется совокупность ментальных моделей. Итак, к советам:

  • Упрощайте сложное.
  • Искореняйте предубеждения.
  • Смотрите на мир шире, сквозь призму разнообразных дисциплин.

Необходимо самосовершенствоваться, создавать множество ментальных моделей. И они должны быть из разных дисциплин, потому что невозможно весь мир сосредоточить в одной какой-то области.

Кровотечения. Определение, классификация, характеристика,причины, симптоматология

Кровотечение — излияние крови из кровеносного русла во внешнюю среду или внутренние органы. В норме у человека имеется около 4-5 л. крови, в т.ч.- 60% циркулирует по сосудам, а 40%-находится в депо крови (печень, селезенка, и др.). Опасной для жизни является потеря 1/3 крови, но больные могут погибнуть и при меньшей потере крови, если она истекает быстро

По времени возникновения:

1. Первичное — кровотечение сразу после получения травмы или спонтанного повреждения стенок сосудов;

2. Раннее вторичное — кровотечение в первые часы после травмы сосудов- за счет отторжения тромба, при повышении АД, соскальзывания или прорезывания лигатур с сосудов;

3. Позднее вторичное — кровотечение спустя несколько дней, неделю и даже более после повреждения сосуда — за счет гнойного расплавления тканей и стенок сосуда.

Раздел 2 вопрос

Методы временной и окончательной остановки кровотечения.

Различают методы временной и окончательной остановки кровотечений.

Временные:

1. Наложение тугой (давящей) повязки;

2. Возвышенное положение конечности;

3. Максимальное сгибание конечности в суставе;

4. Пальцевое прижатие сосуда к кости;

5. Наложение жгута Эсмарха;

Требования: жгут накладывают на прокладку, время — 2 часа — летом, 1,5 часа — зимой, к жгуту — сопроводительная записка с указанием времени наложения. После истечения 1,5-2 часов — жгут снимают на 10-15 мин., затем накладывают снова, но уже на 60 минут — летом, 30 мин.- зимой.

6. Тугая тампонада раны;

7. Наложение кровоостанавливающих зажимов при операции;

8. Раздуваемый зонд Блекмора при пищеводных кровотечениях;

9. Временное шунтирование крупных сосудов полихлорвиниловыми или стеклянными трубками для сохранения кровоснабжения на момент транспортировки.

Окончательные:

2. Физические (термические);

Механические:

1. Перевязка сосуда в ране;

2. Прошивание (перевязка) сосуда на протяжении: а)при невозможности перевязки сосуда в ране, б)при угрозе гнойного расплавления

3. Длительная тампонада ран.

4. Сосудистый шов (боковой, циркулярный);

5. Сосудистая пластика (аутовенозная, синтетический шунт).

Физические, химические и биологические способы остановки кровотечений.

Физические (термические): за счет воздействия низких и высоких температур.

Низких: а) пузырь со льдом — при капиллярных кровотечениях; б)при

желудочных кровотечениях — промывание желудка холодной водой с кусочками льда; в)криохирургия — локальное замораживание тканей жидким азотом, особенно при операциях на паренхиматозных органах.

Высоких: а)тампон, смоченный горячим физраствором, для остановки

паренхиматозного кровотечения; б)электрокоагулятор; в)лазерный скальпель.

Химические:

Хлористый кальций, дицинон, адреналин, питуитрин, эпсилон-амино-

Биологические:

Для местного применения: гемостатическая губка, фибриновая пленка, «Аллоплант», «Биоплант», прядь большого сальника, тампонада мышцей.

Читать еще:  Общая характеристика признаки и причины люмбаго

Для общего гемостатического действия: переливание крови (особенно свежецитратной, еще лучше — прямое переливание крови), переливание плазмы, тромбоцитарной массы, фибриногена, применение витамина «С»,витамина «К» или викасол

Методика определения группы крови.

Имеется 4 основные группы крови:1-2-3-4 по системе АБО. Они отличаются содержанием агглютиногенов А и В и агглютининов a и b Агглютиногены, или антигены А и В, находятся в эритроцитах. Агглютинины, или антитела a и b находятся в плазме крови. При встрече агглютиногена А с агглютинином а, а так же агглютиногена В с агглютинином b происходит реакция изогемагглютинации — это склеивание эритроцитов одного человека при смешивании

их с сывороткой другого человека.

Группы крови имеют следующий состав:

1 группа:Агглютиногенов нет,есть агглютинины а и b /О a b /

2 группа:Агглютиноген А,агглютинин b /Аb/;

3 группа:Агглютиноген В,агглютинин a /Вa/;

4 группа:Агглютиногены А и В,агглютининов нет /АВо/

Раздел 3 вопрос

Понятие о кровопотери. Диагностика. Методы коррекции кровопотери.

Кровопотеря — патологический процесс, обусловленный повреждением сосудов и утратой части крови и характеризующийся рядом патологических и приспособительных реакций.

По степени тяжести кровопотери выделяют 4 степени:

— лёгкая (10 – 12% ОЦК);

— средняя (15 – 20% ОЦК);

— тяжёлая (20 – 30% ОЦК);

— массивная (более 30% ОЦК – 2000мл крови)

Клиника: бледность, тахикардия, снижение АД, одышка, снижение диуреза.

Анемия (сниж Нв, Эр, гематокрит (N 44-47%)), дефицит ОЦК- определяется по концентрации разведенного в крови индикатора и изотопов или по индексу Альговера(отношение частоты пульса к систолическому артериальному давлению (N: 0,5 — 0,6)): 0,5-N, 1-дефицит ОЦК 20%, 1,5- дефицит ОЦК-30%, 2-дефиц 40%.

Факторы, определяющие объем кровопотери: характера и вида поврежденного сосуда, общее состояние организма, условия внешней среды, в которых находится пострадавший, возраст, пол (женщины легче переносят кровопотерю), органа, в который произошло кровоизлияние.

ЗПР Определение, основные причины, их краткая характеристика (стр. 1 из 2)

Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.

1. Определение ЗПР

2.Причины ЗПР и их характеристика.

3.Классификайия детей с ЗПР.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

1. Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

2.Причины ЗПР и их характеристика.

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3—4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Остановимся на классификации детей с задержкой психиче­ского развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (клас­сификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они нахо­дятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Читать еще:  Колено человека и его краткая характеристика

Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задер­жано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединя­ются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа — задержка психического развития сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточ­ность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

1.Общая характеристика дистрофий, определение, причины, морфогенетические механизмы и принципы классификации.

-это процесс,в основе ко­торого лежит нарушение тканевого (клеточного) метаболизма, ведущее к структурным измя-м. (один из видов повреждения)

Причина дистрофий- нарушения клеточных и внеклеточных механизмов, обеспечивающих трофику.

Класс-ция по лок-ции изм-ий 1.паренхиматозные 2.мезенхимальные(стромально- сосудистые) 3.смешанные

Класс-ция по виду наруш. Обмена 1.белковые 2.жировые 3.углеводные 4.минеральные

Класс-ция от роли наслед. ф-ра 1.наследственные 2.приобретенные

Класс-ция по распростр-ти 1.местные 2.общие

Расстройства ауторегуляции клетки.(гиперфункция, токсические вещества, радиация, наследственная недостаточность или отсутствие фермена). Это ведет к энергетическому дефициту и нарушению ферментативных процессов в клетке. Ферментопатия, или энзимопатия- патогенетическое звено.

Нарушение траспортных систем, обеспечивающих метаболизм. Ведет к гипоксии.

Расстройства эндокринной регуляции трофики ( тиреотоксикоз, диабет, гиперпаратиреоз) ведут к эндокринным дистрофиям; и нервной регуляции- нервные или церебральные дистрофии.

Инфильтрация— избыточное проникновение продуктов обмена из крови и лимфы в клетки или межклеточное вещество с последующим их накоплением. (инфильтрация белком эпителия проксимальных канальцев почек при нефротическом синдроме, инф. Холестирином и ЛП интимы аорты и крупных артерий при атеросклерозе.

Декомпозиция— распад ультраструктур клеток и межклеточного вещества, ведущий к нарушению тканевого (клеточного) метаболизма и накоплению продуктов нарушенного обмена в ткани (клетке). (жировая дистрофия кардиомиоцитов при дифтерии, фибриноидное набухание с.т. при ревматических болезнях).

Извращенный синтез- синтез в клетках или тканях веществ, не встречающихся в норме. (синтез аномального белка амилоида в клетке, синтез алкогольного гиалина гепатоцитом).

Трансформация- образование продуктов одного вида обмена из общих исходных продуктов, которые идут на построение белков, жиров, углеводов. ( компоненты жиров и углеводов в белки, усиленная полимеризация глюкозы в гликоген).

2.Паренхиматозные бел­ковые дистрофии. Причины, патогенез, виды, морфологическая характеристика.

Паренхиматозные дистрофии- проявления нарушений обмена в высокоспециализированных в функциональном отношении клетках.

Сущность -наруш-ие клет. мех-мов трофики (изм-ие физ-хим и морф. св-в белков кл-ки, они подвергаются денатурации или коагуляции, или колликвации). Исход нарушений- коагуляционный (сухой) или колликвационный (влажный) некроз.

1.гиалиново-капельная:-появление гиалиноподобных белк. капель в ц/пл, они слив-тся и заполн-т тело кл-ки  деструкция орга­нелл.

Мех-мы, леж-щие в ос­нове развития -деструкция у/стр-ри извращенный синтез.

Исход — фокальный коагуляцион­ный некроз

Функциональное значение -наруш-ие ф-ции органа.

Почки: гиалиновые капли в нефроцитах, деструкция митохондрий,ЭПС, щеточной каемки. (гломерулонефрит, амилоидоз почек).Внешний вид почек не изменен.

Печень: гиалиноподобные тельца (Мэллори) в гепатоцитах- алкогольный гиалин.

2.гидропическая-появление вакуолей с цитоплазматической жид-тью.

Лок-ция –эпителий кожи, почечные канальцы, гепатоциты, мышечные и нервные клетки.

Макро-вид органов -не изменен.

Гистологическая хар-ка -, паренхиматозные клетки увеличены в объеме, ц/пл заполнена вакуо­лями, ядро смещено к пе­риферии.

Механизм развития нарушения водно- электролитного и белкового обмена, ведущие к изменению коллоидно- осмотического давления в клетке.Нарушение проницаемости мембран клетки.

Причины 1.инф-ция 2.интокс-ция 3.наруш-ие ВЭ баланса. Почки- повреждение гломерулярного фильтра. Печень- вирусный и токсический гепатит. Эпидермис- инфекция(оспа).

Исходы –фокальный колликвационный или тоталь­ный некроз клетки(балонная дистрофия).

Функциональное знач-ие -резкое нарушение ф-ций

3.роговая дистрофия -появл-ие изб-ка рогов. вещ-ва в орогов. эпит.(гиперкератоз, ихтиоз) или там, где в N его не должно быть ( патологическое ороговение на слизистых, или лейкоплакия).

Сущность -изб-к обр-ия рогового вещ-ва в орогов-щем эпи­телии или там, где в N его не бывает

Виды и их хар-ка 1.гиперкератоз, ихтиоз -изб-к обр-ия рогового вещ-ва в орогов-щем эпи­телии

2.лейкоплакия-обр-ие «раковых жемчу­жин» в плоскоклет. раке

Причины 1.хр. восп-ие 2.наруш-ие развития кожи 3.вирусные инф-ции 4.авитаминозы. Значение— Длительно существующая лейкоплакия может быть ист-ком раз­витя опухоли, — врожденный ихтиоз не совместим с жизнью.

Исход- либо устранение вызывающей причины или гибель клетки.

Алалия. Определение, причины возникновения, механизм нарушения. Характеристика основных форм.

Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием клеток коры головного мозга в области речевых центров, наступает до 3х лет.

Алалия всегда возникает на основе органического поражения ЦНС в области коры головного мозга.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Тяжесть может быть различна: картина дефекта м.б. тяжелая при органическом поражении, динамика развития речи замедленная (причины: более тяжелое внутриутробное, природовое или послеродовое поражение);

Картина дефекта менее выражена при недоразвитии клеток головного мозга (хорошая динамика развития речи). Недоразвитие клеток вызваны более легкими причинами: коклюш, рахит, диспепсия, дизентерия, особенности ухода за ребенком, расстройства сна.

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое реальное развитие, оставаясь на молодой, незрелой стадии – нейробластов (зрелые — нейроны). Это недоразвитие клеток может быть врожденным или приобретенном в раннем возрасте

В КГМ два ведущих речевых центра: речедвигательный центр Брока и речеслуховой центр Вернике.

При поражении ц.Брока возникает моторная алалия, при поражении ц. Вернике – сенсорная алалия. Если поражение этих центров наступает после 3 лет, наступает афазия.

Характеристика основных форм алалии.

2. Сенсорная алалия

3.Сенсомоторная (с преобладанием сенсорной)

4. Мотосенсорная (с преобладанием моторной).

Моторная алалия — возникает при поражении нижних отделов центральных областей КГМ. В симптомокомплекс моторной алалии входит корковая дизартрия, выделяют два подвида корковой дизартрии:

а) кинестетическая апраксия — возникает при поражении нижних постцентральных отделов КГМ. Ребенок перестаёт ощущать положение органов артикуляции. В первую очередь страдает фонетическая сторона речи: искажения и замены, постоянного заменителя нет.

Механизм нарушения речи при кинестетической апраксии:

Органическое поражение ЦНС → поражение нижних отделов постцентральных областей КГМ → нарушаются кинестетические ощущения → в следствие КА страдает звукопроизношение → это приводит к тому, что возникает нарушение фонематического слуха и всех фонематических процессов →они вызывают лексикограмматические нарушения → в результате имеем ОНР и моторную алалию.

Кинетическая апраксия возникает при поражении нижних. премоторных областей КГМ. У детей нарушается смена артикуляционных позиций. Замедляется темп речи, наблюдается нарушение слоговой структуры слов (иллизии, парафазии, контаминации, персеверации).

Механизм нарушения речи при кинетической моторной алалии: Отмечается поражение премоторных областей КГМ → страдает переключаемость артикуляционных позиций или укладов → проявляется кинетическая апраксия → страдает слоговая структура слова → страдают фонематические процессы → страдает лексика и грамматика → в результате ОНР.

Сенсорная алалия наступает при поражении задних отделов верхней височной извилины КГМ левого доминантного полушария (центр Вернике). В этом центре осуществляется высший корковый анализ и синтез звуков речи. При поражении этой области КГМ ребенок перестает понимать речь. При нормальном слухе звуки речи воспринимаются как набор недифференцированных, лишенных смысла звуков. Наступает явление слуховой агнозии. При слуховой агнозии ребенок может произносить звуки, но сопоставить своё произношение со слышимыми звуками не может, поэтому кроме фонетического слуха страдает и звукопроизношение.

Механизм нарушения речи при сенсорной алалии:

Органическое поражение ЦНС → страдает центр Вернике → возникает слуховая агнозия→ она ведет к нарушению фонематического слуха → страдает звукопроизношение → нарушение лексики и грамматики → ОНР.

Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-граматический строй речи. При алалии всегда ОНР.

Диагностика алалии от сходных состояний:

Смешивают моторную алалию

  • с временной задержкой речевого развития (ЗРР) – ребенок может говорить, но не хочет.
  • детский аутизм (мутизм – отказ от речи)- проблема психолога.
  • У/о- тотальное недоразвитие всех психических функций.

Сенсорную алалию смешивают с глухотой и слабослышащими. Голос глухого и слабосл. особый, фальцетный, немодулированный, а у алалика — норма. Мимика и жесты глухого беззвучны, а сенс. алалики имитируют речь окружающих. При особых условиях для восприятия речи – глухой повторит, алалик нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector