2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто находится в группе риска и почему

Дети группы риска: основные характеристики

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска — это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику [59].

К категории дети «группы риска» обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах[16].

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [20].

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения [9].

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:[12]

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны — боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

Группа риска – это. Определение, цели работы

Практика социальной работы имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это — группа риска? Какие категории людей в нее входят?

Определение и категории

Группа риска – это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.

Группа риска – это:

  • дети с трудным поведением;
  • беженцы;
  • умственно неполноценные;
  • бездомные;
  • одинокие и многодетные мамы;
  • престарелые;
  • неполные семьи;
  • дети-сироты;
  • подвергшиеся какому-либо насилию;
  • инвалиды;
  • наркоманы;
  • преступники;
  • социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
  • аморальные семьи.

Основы социальной работы с семьями из группы риска

Группа риска – это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:

  • решение повседневных проблем всех членов семьи;
  • рождение и полноценное воспитание детей;
  • поддержка недееспособных;
  • обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.

Социальные работники помогают в решении проблем семьям:

  • воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
  • семьям военнослужащих;
  • семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
  • асоциальным семьям;
  • безработным;
  • мигрантам и беженцам.
Читать еще:  Особенности анатомии сустава

Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.

Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:

  1. Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
  2. Охранно-правовая функция – обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
  3. Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
  4. Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
  5. Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.

Работа с группой риска – это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.

Социальная работа с людьми из группы риска

Социальная защита семьи:

  • денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка – пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
  • льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
  • консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.

Социальная поддержка при болезни, временной безработице, потере близкого человека:

  • поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
  • консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
  • выплата пособий во время поиска работы;
  • социальная и психологическая помощь.

Социальное обслуживание – это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:

  • несовершеннолетние родители;
  • многодетные, бездетные и неполные семьи;
  • педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
  • семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
  • вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.

Задачи

Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:

  1. Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
  2. Предоставление необходимой социальной помощи.
  3. Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
  4. Патронаж и поддержка при реабилитации.
  5. Социальный патронаж.
  6. Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.

Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.

Первичное изучение семьи

Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:

  • выявление состава (наличие детей, полная или нет);
  • анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
  • наблюдение за семьей со стороны;
  • определение ценностной ориентации;
  • выявление условий жизни, быта и материального положения;
  • выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.

При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.

Беседы с группой риска

Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.

Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: «Как день прошел? Как настроение?» и так далее.

Первая беседа не должна длиться более часа.

Требования к беседе

  1. Определение цели проводимой беседы.
  2. Определение основных вопросов, которые будут заданы.
  3. Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
  4. Формулировки нужно излагать точно и понятно.

Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.

Группа риска – это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.

Самые слепые профессии: кто находится в группе риска?

Есть профессии, которые относятся к группам повышенного риска: некоторые влияют на сердечно-сосудистую систему, некоторые — на дыхательную, а некоторые — на зрение.

Эта тема окружена, однако, большим количеством мифов. Игорь Азнаурян, офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор», готов развеять заблуждения и назвать те группы профессий, которые действительно могут повредить зрению.

Долгая работа за мониторами

Сейчас нас окружают светящиеся экраны — ноутбуков, компьютеров, планшетов, смартфонов — и многие работают даже вне офиса, в дороге или дома. Компьютеризация и вездесущий Интернет радикально изменили многие профессии — дизайнеры, архитекторы, верстальщики полиграфии или веб-ресурсов, редакторы, корректоры — все они теперь проводят часы за мониторами.

Что уж говорить о новых профессиях — программистах, SMM- и SEO-специалистах, маркетологах, сотрудниках игровой индустрии.

Есть две причины повышенного вреда для глаз при таких профессиях:

  • Первая — когда человек смотрит в монитор, то реже моргает, глаза меньше увлажняются слезой, что приводит к синдрому сухого глаза. Работа в кондиционируемых офисах с системами искусственной вентиляции, которые сушат воздух, только усугубляет этот синдром.
  • Вторая — синий свет, который мониторы испускают на 40% интенсивнее, нежели естественные источники света. Избыток синего излучения приводит к фотохимическим деформациям сетчатки, особенно — фоторецепторов и пигментной эпителиальной ткани.

Снизить вред для зрения помогут регулярные перерывы каждые 40-45 минут, когда человек на 15-20 минут отрывается от монитора, и регулярное естественное проветривание.

Для лечения синдрома сухого глаза нужны визиты к офтальмологу. Он выпишет слёзозаменяющие капли, которые улучшают слёзную плёнку. Если такая временная мера не помогает, то врач назначит физиотерапевтическое лечение специальным лазером, которые улучшает работу слёзных желез.

Долгая напряженная нагрузка на зрение

Но необязательно просиживать за мониторами дни напролет, чтобы нанести ущерб зрению. Так же негативно на нем сказывается очень длительная, напряженная и кропотливая работа с мелкими деталями.

В эту группу риса входят лаборанты и хирурги, которые работают с использованием микроскопов, ювелиры, огранщики, профессиональные вышивальщицы, златошвеи, те, кто шьет вручную сложные костюмы, плетет или расшивает бисером по многу часов.

При всех профессиях, где требуется работа со специальными очками-микроскопами или мелкими деталями в течение 9-12 часов (и даже при обычном рабочем дне в 8 часов) — вероятно ухудшение зрения.

Когда человек делает одну операцию, возникает очень большое напряжение для глаз. Проблему усиливает неудобная поза — и так повышается риск миопизации.

Остроту проблемы можно снизить, если в остальное время минимизировать нагрузки на глаза – проводить больше времени на свежем воздухе, за занятиями спортом, прогулками, заменить чтение книг на прослушивание их аудиоверсий и т.д.

Также нужно регулярно посещать офтальмолога, который при необходимости подберет контактную или очковую коррекцию.

Высокие риски повреждения глаз

Зубной врач, зубной техник, шахтёр, работник горячих цехов – у всеъ этих профессий это общая черта: высокий риск повреждения глаз физическими частицами (кусочком зуба, угольной пылью и т.д.).

Не менее опасен контакт химических веществ с роговицей глаза у химиков-технологов, биохимиков, лаборантов — это приводит к кератитам, и если не было своевременного лечения дело может дойти до пересадки роговицы.

Нанести урон зрению может и яркое свечение — тут в зоне риска сварщики и электрики.

Для защиты глаз предусмотрены специальные защитные очки или шлемы с защитным щитком, закрывающим лицо. Это базовая мера профилактики. Если глаз все же пострадал, то следует немедленно обратиться к офтальмологу, не пытаясь самостоятельно удалить инородные частицы.

Также всем людям с такими профессиями обязательно минимум раз в год наблюдаться у врача.

А вот спортсмены – боксеры, борцы, экстремалы — увы, нередко вынуждены отказываться от шлемов и защитных очков, хотя контактные виды единоборств нередко приводят к травмам глаз. Сильные удары могут привести к разрывам сетчатки, а это уже станет причиной ее отслойки.

Но поскольку боксер не может выйти на ринг в шлеме, то у него остается один выход — раз в три-четыре месяца приходить осмотр сетчатки глаза, чтобы врач как можно быстрее выявил травму и начал лечение.

Мифический вред — какие профессии безопасны

Есть мнение, что машинисты метро из-за долгой работы в темноте тоннелей быстро теряют зрение, но это не так. Темнота может угнетать психологически, но на зрение машинистов она не влияет.

Это же касается и летчиков, и моряков, у которых якобы от постоянного смотрения вдаль быстро развивается дальнозоркость. Современные летчики вообще мало смотрят вдаль — их зрение сосредоточено на приборной панели.

Что до моряков — то времена, когда они напряженно вглядывались в туманы, чтобы крикнуть «Земля!» — тоже давно прошли. Долгое смотрение вдаль в любом случае никак не ускоряет развитие дальнозоркости.

Фотомодели, фотографы, актеры, режиссеры, гримеры и остальные люди, которые долго работают под постоянными фотовспышками или ярким светом софитов — тоже мало чем рискуют. Софиты и вспышки фотоаппаратов не могут привести к каким-либо патологическим изменениям в зрительной системе.

Наследственная патология. Кто в группе риска?

Доброго всем времени суток! Сегодня хотелось бы поговорить о наследственной патологии, а именно разобраться, кто же находиться в группе риска по возникновению таких заболеваний у потомства.

Итак, наследственная патология — это понятие, объединяющее большую группу заболеваний, которые возникают в результате изменения строения генетического материала, а именно генов и хромосом. Наследственные заболевания могут быть хромосомными и генными, в соответствии с тем на каком уровне генома произошла мутация. Хромосомные же изменения могут носить количественный или качественный характер. Если генные патологии могут не проявиться фенотипически у пациента, то хромосомные заболевания чаще всего приводят к врожденным аномалиям развития, а иногда и к внутриутробной гибели плода.

Мало кто знает, что такие распространенные в наше время заболевания как гипертоническая болезнь и сахарный диабет также носят наследственный характер, и зная о предрасположенности к данной патологии у индивидуума мы могли бы их профилактировать на самом раннем этапе. Поэтому все востребованнее становятся специалисты, которые могли бы проанализировать генетическую предрасположенность к развитию того или иного заболевания в отношении конкретного пациента, и разработать методы профилактики по возникновению патологии.

Кто же в группах риска и почему?

В группе риска по хромосомным патологиям у потомства находятся:

  1. Женщины, которые на момент беременности достигаю возраста старше 35 лет. Это связано с тем, что в отличие от мужчин, у которых продуцируются новые сперматозоиды через определенные промежутки времени, женщина появляется на свет с определенным набором яйцеклеток, которые не обновляются на протяжении жизни, и все негативные факторы, воздействующие на организм будущей матери отразятся и на ребенке. Отсюда вывод — чем моложе роженица, тем это благоприятнее для плода, но не моложе 18 лет конечно же.
  2. Семьи, в которых уже появились дети с хромосомной патологией. Это говорит о том, что генетический материал родителей имеет некоторые погрешности, и риск появления такого же ребенка повторно очень высок.
  3. Женщины, у которых в анамнезе есть выкидыши или мертворожденные дети. Поскольку часто плод с хромосомной патологией погибает внутриутробно, из-за несовместимых с жизнью аномалий развития, то мы предполагаем у них хромосомную патологию.
  4. Супруги, у которых выявлен хромосомный мозаицизм или аберрации.
  5. Если супруги, или же один из них, контактировали с факторами, которые могут спровоцировать хромосомную мутацию. К таковым факторам относятся: ионизирующее излучение, радиация, наркотические вещества, некоторые лекарственные средства, бактериальные и вирусные инфекции, факторы экологии. Особенно если будущая мать контактировала с ними на ранних сроках беременности.
  6. Если будущие родители являются родственниками (братья/сестры второго, третьего порядка).
  7. Пары, которые долго не могут забеременеть, если причина не в гинекологических показателях.
  8. Если при УЗИ выявлены патологии внутриутробного развития у плода, то мы предполагаем, что они могут быть обусловлены хромосомной патологией.
Читать еще:  Описание и характеристика протекона

Что следует предпринимать парам, которые уже ждут ребенка?

Ответ очень прост, необходимо вовремя проходить все скрининговые исследования, а также обратиться на консультацию к врачу-генетику. Дополнительные исследования должны быть выполнены только по рекомендации специалиста, в соответствии с показаниями, поскольку многие из них, а особенно инвазивные, могут нести угрозу для матери и плода, даже если окажется, что плод здоров. Не стоит заниматься самодиагностикой и самолечением, а стоит обратиться к специалисту.

Статистика врожденных патологий

Профилактика наследственных патологий

К группе риска по генным заболеваниям относят пациентов, у которых ближайшие родственники страдают той или иной патологией. Но следует помнить, что своевременная настороженность и профилактика может помочь избежать развития заболевания у конкретного индивидуума. Например, если отец пациента страдает артериальной гипертензией, то существует риск возникновения её у самого пациента на определенном этапе жизни. Однако, если наш пациент сознательно подойдет к вопросу своего здоровья, и будет правильно питаться, иметь достаточную физическую активность, избегать вредных привычек, особенно курения, ежегодно будет проходить диспансеризацию, то этот риск будет минимальным.

Какой из всего этого следует вывод? Не всегда генная мутация — это равно болезнь. Все зависит от своевременной диагностики, и конечно же, сознательности пациента, того насколько он настроен на профилактические мероприятия, и насколько он понимает их ценность. Ведь профилактика — это всегда проще, чем лечение. Будьте здоровы!

Дети «группы риска»

Понятие дети «группы риска»

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Причины попадания детей в группу риска

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

Читать еще:  Механизм возникновения и характер боли

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается») в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Остановимся на самом главном факторе, который влияет на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царят насилие и отчуждение, приводят к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996
  2. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания.
  3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004.
  4. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005.

Наркомания: кто находится в группе риска?

По оценкам различных ведомств и организаций, в России в 2015 году было от 3 до 8 миллионов наркоманов. Столь широкий разброс в установлении точного количества зависимых связан как с размытыми критериями болезни, так и с высокой латентностью недуга. Многие люди могут употреблять психоактивные вещества в течение 2-3 лет, прежде чем становятся очевидными вредные последствия привычки. У других проблемы проявляются практически сразу, либо они попадают в поле зрения правоохранительных органов, которыми в принудительном порядке ставятся на учёт.

К сожалению, статистика наркомании всегда будет необъективной и неточной. Различаются как симптомы, так и последствия употребления ПАВ. Кроме того, многие организации манипулируют цифрами, чтобы представить в выгодном свете себя, и в негативном – конкурентов. Тем не менее, есть общие тенденции, которые отражают картину для России.

Портрет наркомана – кто находится в группе риска?

  • Молодой или юный возраст. Примерно 2/3 наркозависимых в России – это люди старше 16 и моложе 30 лет. Ещё пятая часть потребителей – школьники или учащиеся, то есть дети.
  • Мужской пол. Абсолютное большинство наркоманов – мужчины, однако процент женщин, вовлечённых в зависимость, постепенно возрастает.
  • Среднее или начальное образование. Большинство наркоманов обладают недостатком общечеловеческих знаний, плохо разбираются в строении организма, мало знают о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Специфический круг общения. Будущие наркоманы неразборчивы в связях, могут поддерживать отношения с опасными людьми. В то же время, в круг общения могут входить и совершенно другие индивидуумы: представители творческих профессий, музыканты.
  • Аморальная жизнь. Юношеская и подростковая наркомания требует значительных средств, которых в таком возрасте просто не найти. Поэтому как молодые, так и взрослые наркоманы промышляют преступностью, проституцией, сами продают психоактивные вещества.
  • Отсутствие критики к своему состоянию. Большинство наркопотребителей либо не осознают, либо отрицают наличие у себя зависимости. Это делает невозможным лечение, так как человек просто не способен принять помощь.
  • Нарушенная система ценностей. На первом месте у большинства людей стоит работа, семья, стремление к жизни. Уже на начальной стадии наркомании человек утрачивает все ориентиры, которые у него были ранее, и ставит во главу угла потакание собственным страстям.

Почему люди употребляют наркотики?

В общей сложности во всем мире – около 200-300 миллионов активных наркопотребителей, что сопоставимо с численностью населения крупнейших государств. Виды психоактивных веществ, популярных среди населения, серьёзно зависят от региона. Так, в России особым спросом пользуется героин, который даже в соседних странах не имеет столь широкого распространения. Также в РФ есть свои специфические ПАВ – тот же первинтин, практически неизвестный в Европе.

Говоря языком бизнеса, главные причины наркомании – высокий спрос и разнообразное предложение. Производители запрещённых веществ быстро подстраиваются под предпочтения рынка, делая более дешёвые и мощные препараты. Чтобы обойти законодательные запреты, на рынок вышли так называемые «дизайнерские» наркотики, формула которых изменяется при одном и том же эффекте.

Почему люди пробуют наркотики?

  1. Жажда новых ощущений, любопытство. Запрещённые вещества вызывают взрыв эмоций, получить который легальным путём довольно трудно.
  2. Доступность наркотиков и психотропов. Чтобы купить спайсы, героин, нюхательные порошки и другую отраву необязательно быть миллионером и обладать связями – весь товар представлен в интернете.
  3. Мифы о безудержном кайфе. Стоит отметить, что уровень эйфории, который вызывают ПАВ, сильно преувеличен, а значительная часть и вовсе не испытает особого удовольствия.
  4. Распространённые байки о том, как легко выйти из зависимости. На самом деле, избавиться от пагубной привычки почти невозможно без помощи врачей и гигантской мотивации.

Буквально 10 лет назад наиболее опасным веществом, доступным в продаже, считался героин. От него очень быстро формируется зависимость, в течение нескольких лет в негодность приходят внутренние органы, наступает их поочередная дисфункция. Однако опасность наркомании в наши дни – это ещё и наличие разрушительных психотропов, которые уничтожают личность проще и быстрее.

Зависимость от героина формируется в течение 5-10 доз, от спайса и альфа-PVP – уже после 2-3 приёмов. Опиаты приводят к быстрому разрушению организма, психотропные вещества – моментально разрушают психику. Синтетические препараты, такие как дезоморфин, вызывают дистрофию кровеносных сосудов и приводят к некрозу тканей.

При приёме психоактивных веществ наступают негативные последствия для личности:

  • Утрата социальных навыков. В современном обществе от человека требуются такие качества, как инициативность, способность усваивать новую информацию, работать с высокой самоотдачей. Ничего подобного нельзя ожидать от наркомана, который становится неспособным как усваивать знания, так и трудиться.
  • Потеря моральных ценностей. Для получения очередной дозы потребителю придётся совершать поступки, которые преследуются либо законом, либо обществом.
  • Утрата здоровья. Значительная часть внутренних органов изнашивается под воздействием токсинов и отравляющих веществ, печень, почки, селезёнка, желудок могут отказаться функционировать.
  • Дегенерация потомства. Без полной и длительной детоксикации мужчины и женщины не смогут зачать жизнеспособных детей, так как психоактивные вещества сказываются на репродуктивных функциях.

Таким образом, в группе риска – наиболее молодые и перспективные люди, которые только начинают жить. Среди них – много школьников и студентов, не способных противиться зависимости в том числе из-за отсутствия опыта. И хотя болезнь очень трудно вылечить, её можно подвергнуть профилактике, своевременно объяснив человеку последствия употребления наркотиков и психотропов.

Наркомания. Каждая семья — это группа риска.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector