11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие особенности реабилитации у детей

Какие особенности реабилитации у детей

Реабилитация у детей ( в педиатрии )

Реабилитация в педиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым. В уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.

Возможность и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель реабилитации в педиатрии — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня.

Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе. Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях. Из них наиболее важное значение имеют родильный дом (родильное отделение); детская поликлиника (амбулатория, консультации); стационар; реабилитационные отделения; специализированный диспансер; санаторные отделения больницы; специализированный детский санаторий; оздоровительный лагерь санаторного типа; детские ясли, ясли-сад; школа, школа-интернат.

Kомплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений: реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;

— реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;

— процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;

— реабилитация на каждом этапе носит комплексный характер;

— индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применения средств учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;

— конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФK, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.

Первый этап — клинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФK (см. Лечебная физкультура), массаж (см. Массаж и лечебная гимнастика в педиатрии), физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета (см. Лечебные диеты). Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимических показателям, ЭKГ, функциональным показателям.

Второй этап реабилитации — санаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФK.

После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

Третий этап реабилитации — адаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.), задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсаций функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на определенный срок, перемещаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения. Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте.

Реабилитация в педиатрии (стр. 1 из 2)

Под реабилитацией принято понимать совокупность медицинских, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на максимально быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его эффективный и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы.

В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены следующие принципы:

1. Реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями.

2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.

3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление здоровья и дееспособности ребенка.

4. Реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная единой целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и других участников реабилитационного процесса.

5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.

6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях — адаптации к новым условиям жизни.

Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.

I.. Клинический этап — обеспечение всестороннего клинического выздоровления и восстановление функции пораженных систем, подготовка всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации. Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функий.

II . Санаторный этап — происходит нормализация функций пораженной системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем. При завершении этапа — отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса и его активности.

III . Адаптационный этап — достигается полное восстановление здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для него условиям жизни, занятий физкультурой и спортом.

Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:

— дети с болезнями органов дыхания;

Читать еще:  Особенности анатомии сустава

— дети с болезнями нервной системы;

— дети с заболеваниями мочевыводящей системы;

— дети больные ревматизмом;

— дети с хронической патологией носоглотки;

— дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями

Реабилитация , восстановительное лечение детей и подростков с различной патологией и отклонениями в поведении проводятся в следующих учреждениях:

1. Система здравоохранения:

· отделения восстановительного лечения детских поликлиник;

· центры реабилитации и восстановительного лечения (городские, межрайонные);

· специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР — патологией, патологией органов зрения и др.

2. Система образования;

· специализированные детские учреждения;

· оздоровительные детские сады (группы);

· группы «Особый ребенок» детских садов;

· городские (областные) психолого- медико-педагогические консультации (ПМПК);

· школа — центр специальной диагностики;

· специализированные учебные заведения;

· центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР;

· центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная школа);

· экспериментальная школа для аутичных детей;

· специальная (коррекционная) школа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния;

· классы для детей с отклонениями в умственном развитии (со сложным глубоким дефектом) в специальных (коррекционных) образовательных школах.

3. Система социальной защиты:

· реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

· социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

· социальный приют для детей и подростков;

· центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В системе здравоохранения организация восстановительного лечения детей в амбулаторно-поликлинических условиях несколько отстает от службы реабилитации для взрослых. В педиатрии само понятие «реабилитация» появилось значительно позже, однако.

Материально-техническая оснащенность и кадровая обеспеченность

поликлинических учреждений позволяет проводить в них такие виды восстановительного лечения, как лечебная физкультура (лечебная гимнастика, механотерапия, гидрокинезотерапия, лечебное плавание), аппаратная физиотерапия (различные виды электролечения, включая электросон, светолечение, ультразвук), озокерито- парафинолечение, аэрозоли-ингаляции, массаж (общий, точечный, сегментарный, гидромассаж), консервативное ортопедическое лечение и др. Также практикуется иглорефлексотерапия, трудотерапия, психотерапия, лечебная хореография.

Для обеспечения контроля за проведением восстановительного лечения в ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения, физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре.

Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение, разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий), решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном учреждении, школе, на дому и т.д.). направляет детей, в случае необходимости, на лечение в стационар или санаторий, осуществляет систематический контроль за полнотой, качеством и эффективностью восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики, рентгенологических, лабораторных и других методов обследования, корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения, с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведение повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.

Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения — оно должно продолжаться в семье больного. От семьи ребенка, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты лечения. При этом от родителей требуется проявления особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии.

Это ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей ребенка с целью превращения ее в помощника и осознанного исполнителя рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Она заключается, в основном, в информации родителей о характере и особенности течения заболевания у ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную физкультуру, массаж, закаливания.

Организация работы детской поликлиники с семьей ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении (общие принципы и в зависимости от патологии) разработаны в методических рекомендациях.

Основными направлениями этой работы являются:

1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.

2. Осуществление программы практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в условиях семьи.

3. Осуществление преемственности между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.

4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.

Врачебный контроль в период восстановительного лечения ребенка должен включать:

· контроль за организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;

· контроль за объемом школьных и внешкольных нагрузок;

· контроль за организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;

· контроль за проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего — лечебной гимнастики и массажа.

Целесообразно изучение мнения родителей об организации работы отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь родителей, чьи дети не завершили лечение), что позволит с учетом результатов опроса разработать конкретные меры по установлению выявленных недостатков.

В последнее годы все более широкое распространение получают формы организации восстановительного лечения непосредственно в школьных учреждениях и школах, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с администрацией учреждений системы образования. Контингенты детей, которым показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах, определяются как реабилитационной комиссией поликлиники, так и врачами детских учреждений после проведения диспансеризации. В эту группу, как правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями уха, горла и носа, бронхо — легочной системы, опорно-двигательного аппарата, а также часто болеющие дети.

Особенности реабилитации у детей и подростков

Основные положения реабилитации взрослых сохраняют значение и для детско-подростковой психиатрии. Вместе с тем существуют особенности связанные с возрастом пациентов, которые необходимо учитывать при проведении реабилитационных мероприятий. Реабилитация больных летей и подростков с психическими расстройствами — весьма необходимый, но в то же время очень трудный раздел работы, возможный только при сотрудничестве различных специалистов — психиатров, педиатров, педагогов, тренеров, психологов и др. Проводятся реабилитационные мероприятия в различных специализированных детских учреждениях, включающих оздоровительные детские сады (группы), центры медико-педагогической реабилитации для детей с задержкой психического развития, классы для детей с отклонениями в умственном развитии в специальных (коррекционных) образовательных школах, специальные (коррекционные) школы для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния и др.

Госпитализация детей в психиатрический стационар должна осуществляться только в случаях действительной необходимости и всегда быть минимальной по продолжительности. Госпитализация показана при острых психотических состояниях для предотвращения социально-опасных действий и суицидов. Однако как можно раньше следует использовать режимы частичной госпитализации, домашние отпуска, перевод в полустационары (дневной и ночной), а также амбулаторное лечение. Явления госпитализма у детей и подростков развиваются быстрее, чем у взрослых. Госпитализация отрывает ребенка от привычного ритма, и чем она продолжительнее, тем сложнее последующая адаптация.

Реабилитационные мероприятия всегда должны быть направлены на то, чтобы ребенок или подросток, несмотря на заболевание, получил достаточное образование, а в дальнейшем — профессиональную подготовку. Учебный процесс не следует прерывать надолго, поэтому детские и подростковые отделения должны иметь учебные классы. В них необходимо обеспечить полноценное обучение по всем программам, занятия малыми группами.

Если обычное школьное обучение неосуществимо, необходимо использовать его облегченные формы: сокращенный учебный день, дополнительный свободный день в середине недели. В других случаях можно использовать индивидуальное обучение на дому. При конфликтных ситуациях может быть рекомендован перевод в другое учебное заведение. Раннее трудоустройство в некоторых случаях следует рассматривать как лечебное воздействие.

Читать еще:  Основные симптомы артроза голеностопа и лечение патологии

Необходимы усилия, направленные на вовлечение подростка в постоянную и активную деятельность — учебную, трудовую, в организованные развлечения. Ребенка или подростка не следует предоставлять самому себе. Полный покой показан лишь при острых психотических синдромах или тяжелой астении. Во всех остальных случаях необходима стимуляция активности, чаще, дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов по труду, методистов по физкультуре, психологов необходима организация разнообразной работы, игр, досуга и развлечений. Последние должны строиться с уче- том интересов и распространенных увлечений данного детского и подросткового поколения (просмотр фильмов и телевизионных передач, прослушивание записей современной музыки, «дозированные» занятия на компьютере и т.п.). При отрицательном отношении к учебе и труду в качестве ключа к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать различные увлечения и хобби. Даже при остром психотическом состоянии, при отсутствии психомоторного возбуждения и нарушения сознания, надо подыскать занятия, к которым ребенок или подросток проявляет интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры и др.).

Максимальные усилия должны быть направлены на адаптацию ребенка в семье. Для этого следует широко использовать семейную психотерапию.

Дети и подростки должны постоянно общаться со сверстниками, иначе их адаптация будет неполной. Однако этим общением необходимо руководить. Образованию спонтанных детских и подростковых групп, нередко с асоциальными лидерами во главе, необходимо противопоставлять организованные формы группового общения, учитывающие интересы и особенности отношений детей и подростков. По мнению А.Е.Личко, нецелесообразно подбирать в такие группы больных только по особенностям психического состояния — это может затруднить контакт между ними. В подборе групп нужно по возможности учитывать симпатии и антипатии больных, сходство интересов.

Перед больным не должны ставиться формальные преграды, обусловленные диагнозом «шизофрения». Вопрос об учебе в школе, средних специальных и высших учебных заведениях должен решаться индивидуально, в зависимости от состояния больного и профиля учебного заведения. При этом надо учитывать интересы как больного, так и общества в целом. Вряд ли целесообразно приобретение профессии, требующей очень напряженной работы, широких и быстро меняющихся контактов. Даже при хороших и стойких ремиссиях психоза риск рецидива все же достаточно высок, возможны также декомпенсации в стрессовых ситуациях. Поведение больных в этих обстоятельствах труднопредсказуемо. В связи с этим, с точки зрения общественных интересов, будет неоправданным приобретение профессий, при которых в случаях рецидива совершаемые по болезненным мотивам действия больного могут создать угрозу для жизни других людей или иные опасные ситуации.

При апатикоабулических расстройствах вовлечение в учебу и труд удаются только при нерезко выраженных изменениях личности и при поддерживающей терапии активирующими психотропными препаратами. Следует лишь особо подчеркнуть вред оставления ребенка или подростка без каких-либо занятий. Они нуждаются в постоянном стимулировании активности, труда, учебы по облегченной программе, выполнении домашних поручений, даже в том, чтобы следить за своей одеждой и чистотой тела. При тяжелых апатикоабулических и гебефренических расстройствах ни учеба, ни систематический труд не удаются.

Реабилитация детей

Она имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым. В Уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.
Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.
Возможности и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель и место реабилитации в педиатрии

Цель — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема ниже).
Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе. Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях.
Из них наиболее важное значение имеют:
— родильный дом (родильное отделение);
— детская поликлиника (амбулатория, консультация);
— стационар;
— реабилитационные отделения;
— специализированный диспансер;
— санаторные отделения больницы;
— специализированный детский санаторий;
— оздоровительный лагерь санаторного типа;
— школа, школа-интернат.

Средства реабилитации в периатрии

Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:
1) реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;
2) реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;
3) процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;
4) реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;
5) индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;
6) конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.
Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Этапы реабилитации в педиатрии

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.
1. Первый этапклинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФК, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета. Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимическим показателям, ЭКГ, функциональным показателям.
2. Второй этап реабилитациисанаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФК.
После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.
3. Третий этап реабилитацииадаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не всегда удается. Так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.) задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на неопределенный срок, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения.
Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте!
Рахит
Кривошея
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Сколиоз
Бронхит
Бронхит астматический
Астма бронхиальная
Пневмония
Болезни суставов
Дисплазия
Врожденные пороки сердца
Вялый паралич мышц верхних конечностей
Гипотрофия
Гипотонус
Гипертонус
Диатез экссудативный
Диспепсия простая
Заболевания ЖКТ
Запоры у детей
Колит у ребенка
Наследственные нервно-мышечные заболевания
Ожирение у детей
Опрелость кожи у ребенка
Остеохондропатии у детей
Паралич плечевого сплетения
Пиелонефрит у детей
Повреждение лицевого нерва у ребенка
Полиомиелит у ребенка
Психоэмоциональные перегрузки у детей
Пупочная грыжа у ребенка
Ревматизм у ребенка
Недержание мочи у ребенка
Медицина

Читать еще:  Ключица человека анатомия строение функции

Основы медицинской реабилитации ребенка

Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.

Главная цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.

Виды мед реабилитации детей

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.

Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.

Суть, особенности реабилитации

Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.

Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.

Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:

Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:

  • составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
  • самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
  • применяется комплексный подход;
  • все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
  • реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.

Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Этапы медицинской реабилитации ребенка

Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:

  1. Клинический. Происходит в стационаре. Работа направлена на пораженные системы организма, которые необходимо вылечить либо улучшить. Также готовит малыша к дальнейшей работе над своими отклонениями. Чтобы максимально помочь ребенку, на этом этапе включают все методы: медикаменты, массаж, диета (при острой фазе болезни – разгрузочная, во время выздоровления – высококалорийная, с витаминами, легкой усвояемостью), ЛФК, физиотерапия. Результаты достижений фиксируют после различных анализов (биохимия, показатели функциональных возможностей, ЭКГ).
  2. Санаторный. Важный период, когда пораженные системы приходят в норму. Здесь больше внимания уделяется не только физическому состоянию, но и психическому (учитывается характер ребенка). Проводят мероприятия по закаливанию организма, чтобы поскорее повысить иммунитет, нормализовать основные показатели здоровья. Если данный этап выполняется правильно, организм начинает нормально расти и развиваться. Важно поддерживать положительные эмоции у малыша, полноценный сон, качественное питание, отличное самочувствие. Завершают этап при исчезновении патологий.
  3. Адаптационный. Тут уже нормализируются практически все показатели состояния организма, малыш возвращается в обычную жизнь. Процедуры также продолжают подбирать индивидуально, и постоянно их выполняют. Проводят его как дома, так и в предназначенных для этого центрах. Под конец этого периода, здоровье дитя должно быть восстановлено либо максимально улучшено.

Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.

Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.

Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.

К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector